Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Телевизионная журналистика открыта смелым

Тележурналист, медиапедагог, выпускающий редактор телеканала «Звезда» Елизавета Мусина поделилась опытом работы в сфере телевидения и рассказала о тенденциях и перспективах тележурналистики.

Елизавета, почему Вы выбрали не газету, не радио, а именно тележурналистику?

Наверное, корректнее сказать, что тележурналистика выбрала меня. Потому что это сфера, в которой я всегда хотела оказаться, это была мечта моего детства и, так получилось, что мене удалось её отчасти, но реализовать.

Какие три особенности выделяют тележурналистику среди других видов?

Доступность, информативность и, так называемый, интертеймент.

Что конкретно сейчас происходит в тележурналистике? Какие, может быть, имеются тенденции?

На сегодняшний день то, что мы имеем в российском телевидении – это некая борьба за первенство, за пьедестал перед ютуб форматами и интернетом. Конечно, борьба такая ведётся не на жизнь, а на смерть, скорее. И, наверное, самая главная тенденция на телевидении это попытка отвоевать свою аудиторию и привлечь больше молодёжи.

Каковы перспективы развития телевизионной журналистики?

Я думаю, что перспективы развития телевизионной журналистики, прежде всего, в некоем синтезе новых жанров, то есть это будет некий микс того, чего мы ещё не видели, между традиционными и телевизионными жанрами и тем, что мы возьмем от ютуба, от платформы тиктока, от инстаграма. Я думаю, что мы сейчас на пороге эпохи, когда зарождается что-то очень новое, пока необычное, но очень интересное.

Каково главное отличие медиапродукта современной тележурналистики от журналистики 40-х годов, к примеру?

Задача тележурналистики 40-х годов была совершенно другая. Когда страна только приходил в себя после войны, люди тогда не думали ни о чём кроме как о том, как выжить, как найти своих близких, как найти своих родных. Тогда эта рекреативность, то есть развлекательная функция, она, конечно же, отходила на второй, если не на третий, план. Сегодня производство видео контента – это прежде всего мы думаем о том, что понравится потребителю, как его шокировать. Как его информировать – это, наверное, уже вопрос третий.  Вопрос о том, как его развлечь и как преподнести контент наиболее интересно и наиболее шокирующе, поиск новых жанров в сфере развлечения – это сейчас у нас преобладает на российском телевидении.

Расскажите, пожалуйста, про свой обычный рабочий день в качестве выпускающего редактора.

Я очень люблю свою работу за то, что она даёт мне свободу выбора. В том плане, что я, как, наверное, любой журналист, человек свободолюбивый, и мне очень сложно находиться в офисе в 5:02 или в любое время, например, в определённое время с утра до вечера. Моя работа даёт мне возможность правильно распределить своё рабочее время и рабочий график. Я могу приехать после обеда, но при этом задержаться чуть-чуть подольше, но при этом я чётко понимаю, сколько мне требуется времени на выполнение тех или иных задач. Также это касается и распределения сьёмок, которые я планирую самостоятельно. Моя работа даёт мне возможность выбора: с кем мне записывать интервью, в какое время мне это делать, в каком формате, и, конечно, этот элемент творчества, этот элемент свободы я ценю очень сильно.

Как стажёру «выживать» на телевидении в первые дни или месяцы  практики, учитывая жёсткую конкуренцию?

На самом деле, я сама прошла очень тяжёлый и неблагодарный, скажем так, труд стажёра на телевидении.  Я стажировалась на разных каналах: от Москвы 24 до канала РЕН ТВ, где я провела в качестве стажёра больше полугода, то есть речь шла о работе неоплачиваемой в течение этого времени. Единственный совет, который я могу дать стажёрам, которые вполне могут отчаяться в плане поиска работы на телевидении, это очень жестокая стезя, на которую ты вступаешь, – помнить о цели, ради которой ты пришёл на эту стажировку. Да, никто не говорит, что будет просто, и, самое главное, – это не ждать благодарности от твоей работы. Ты можешь сделать действительно что-то значительное, что-то очень важное, но при этом редактор или шеф-редактор никогда в жизни не скажет тебе спасибо за твой труд, и не стоит ожидать этого «спасибо». И главное, даже когда ты отчаялся и вроде бы готов всё бросить, я сама, бывало, часто проходила через это, надо помнить, ради чего ты стараешься: ради работы, ради своей мечты и поддерживать себя в любых начинаниях и в любых испытаниях, какими бы сложными они ни были.

Почему молодому начинающему журналисту стоит идти именно в тележурналистику?

Я бы сказала, что молодому начинающему журналисту не стоит идти в тележурналистику. Потому что это, наверное, одна из самых жёстких и конкурентных сфер в российской журналистике  в целом. Люди с несформировавшейся авторской подачей или профессиональным самоощущением – эта сфера их может задавить своей авторитарностью, своей излишней, может быть, бюрократичностью. Наверное, телевизионная журналистика открыта смелым, она открыта тем, кто знает, кто он такой, знает, что он профессионал и знает, что в своих целях и задачах он непоколебим и, самое главное, непоколебим в своих принципах. Поэтому телевизионная журналистика, неверное, не совсем для молодых журналистов, по крайней мере, сейчас в России. Стажировки это скорее очень качественная закалка твоего характера, но полноценно делать телевизионный контент, те же самые репортажи, или даже предлагать российскому телевидению свои программы могут уже сформировавшиеся опытные журналисты, и этому надо учиться и к этому надо стремиться.

4

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту