Существование или жизнь?

Х Всероссийский конкурс имени Владимира Мезенцева «Юные журналисты России».

Номинация — «Кинорецензия».

Участник – Топорова Анна Алексеевна .

Существование или жизнь? Свобода или заточение? Любовь или равнодушие? Незнание или боль? Правила или бунт? Дружба или предательство? Контраст. Постоянный, ежеминутный, ежесекундный контраст — вот, что делает особенным фильм «Посвященный».

«Из руин и пепла были воздвигнуты коммуны. От мира их защищала непроходимая граница. Все воспоминания о прошлом были стерты», — с этих слов начинается фильм. С этих трех коротких предложений, однако их достаточно, чтобы приковать внимание зрителя, поработить его, вызвать дикий неуемный интерес, который будет возрастать с каждым кадром, каждым словом и действием героев, который впоследствии заставит его забыть обо всем и смотреть, чувствовать, смотреть, думать, смотреть, переживать, смотреть, плакать, смотреть, осознавать… Жить.

После неизвестной катастрофы люди создали новое общество. «Полноценное общество», как говорит главный герой фильма восемнадцатилетн ий парень Джонас. Краеугольными камнями этого общества были правила. Люди заучивали их с детства, правила гласили: Никогда не лги, носи предписанную тебе одежду, соблюдай комендантский час, делай инъекции каждое утро. Все люди были равны, все люди были одинаковы. В коммуне проходили церемонии: церемония удаления в другое место, церемония называния младенцев, церемония девятилетних и церемония выпускников, на которой достигшие восемнадцатилети я должны были получить назначение в коммуне. И вот Джонас стоит бок о бок со своими лучшими друзьями Эшером и Фионой посреди огромного зала и ждет, когда назовут его номер и озвучат его назначение, но после 51 (Эшер- пилот дрона) прозвучал номер 53. Джонас ждал. Напряжение. Волнение. Страх. Звучал голос главной старейшины: «… номер 53- директор зоны отдыха… номер 78- генетик… номер 100- специалист по уходу за старыми… номер 104- Фиона- воспитатель…» Когда последний выпускник получил свое назначение, Старейшина обратилась ко всей коммуне, присутствующей в зале: «… Джонас не получил назначения, Джонас был избран… Он обладает способностью видеть дальше, но, его обучение связано с болью. Болью, которую никто из нас никогда не испытывал. Хватит ли ему сил? Джонас, тебя избрали следующим принимающим воспоминания. Благодарю тебя за твое детство».

И вот Посвященный на самом краю пропасти, в жилище Дающего — своего учителя и наставника. Обучение началось. «Мы здесь для одной цели, просто сформулированной , хотя она совсем не проста: я передам тебе все воспоминания, которые храню в себе. Воспоминания о прошлом. Ты узнаешь воспоминания всего мира», — объяснил Старик. Обучение началось. Они сидели в креслах друг против друга, Дающий взял парня за руку и… Джонас слышит хруст, он идет по снегу, проваливаясь в него по щиколотку, он смотрит на свою руку и видит снежинки, облепившие перчатку… Но что там? Совсем рядом. Он бежит. Это сани, Джонас садится на них, отталкивается и… Он летит с огромной скоростью вниз, с горы, деревья окружают его, он смотрит на небо, на луну и на кружащийся снег. Восторг. Радость. Удивление. Счастье. Восторг. Его охватывают эмоции. И… Джонас вскакивает с кресла. Он тяжело дышит: «Как это произошло? Почему? Почему у нас нет этой… штуки… Санки? А это… это — снег!». На что Дающий отвечает: «Снега нет из-за управления климатом. Что опасного в воспоминании о санках? Для санок нужен снег. Снег холодный, а холод уничтожает урожай и фермеры не смогли бы работать. Наступил бы голод».

Старейшины уничтожили все воспоминания. Неважно, плохие или хорошие. Неважно. Главное — создать идеальное общество, идеальный мир, главное, чтобы ничто ему не мешало, не подвергало риску установившуюся систему жизни.

В процессе обучения Джонас многое узнает. Он узнает то, что утренние инъекции забирают эмоции, подавляют чувства и парень перестанет их принимать. Он впервые увидит цвета, и вместе с Джонасом их увидим мы — да-да, фильм изначально черно-белый. С отказом от инъекций проступают бледные цвета. Джонас увидит жизнь других людей, увидит танцы, веселье, заботу и… Смерть. Теперь он знает, о какой боли говорила Старейшина. Но он также знает, что убийство не было устранено, а лишь сделано частью жизни, просто по-другому названо: Удаление в другое место – шприц – смерть. Джонас увидит «План одинаковости» и осознает, насколько неполноценна и скудна их жизнь. Жизнь по системе, по расписанию, — это не жизнь, а лишь жалкое существование, слепое подчинения правилам.

Джонас решается все изменить, нарушить систему, вернуть воспоминания, сбежав из коммуны и преодолев границу памяти. Он берет карту у Дающего, младенца Гейба, в котором Джонас узнает следующего Посвященного, и которому грозит удаление и бежит. За пределами коммуны цвета становятся еще ярче. Парня преследует Эшер, лучший друг, которому приказано «найти Джонаса, а затем потерять». Выбор. Напряжение. Задача. Доверие. И… Милосердие. Джонас бежит дальше, ему тяжело, но воля к жизни, к свободе сильнее. Преодолев огромное расстояние, тяжелейшие препятствия, Посвященный пересекает границу памяти. Это самый волнующий, самый красивый, самый важный момент в фильме. К людям вернулись воспоминания. Все воспоминания. Утрата, любовь, войны, счастье, смерть, улыбки, слезы… Теперь цвета фильма достигли пика яркости. «Жаль, меня не было в тот момент, когда к людям вернулись воспоминания. Память, эмоции, любовь — это радость и смысл жизни, а Старейшины с их правилами — это ложь и фантом», — так говорит Посвященный.

Мало сказать, что этот фильм потрясающий, невероятный, интереснейший. Мало. Этот фильм заставляет мурашки бежать по телу, заставляет течь слезы, учащает сердцебиение. После «Посвященного» хочется действовать, творить, двигаться, что-то менять. Жить… Хочется жить. На мой взгляд, фильмы, которые вызывают столь сильные эмоции, являются лучшими.

Что помогло сделать фильм таким? Как удалось произвести столь сильное впечатление на меня и на людей по всему миру? Без сомнения, работа режиссера, сценаристов, актеров и других людей, трудящихся над «Посвященным». Немаловажную роль сыграла музыка. Композиции Марка Белтрами точно передают эмоции героев, напряжение, обстановку. Они заставляют чувствовать. Особенно волшебная композиция «Rosemary’s Piano Theme». Пронзительные, нежные, волнующие звуки фортепиано пробуждают, дарят надежду, вдохновляют.

А игра актеров? Они слились со своими героями воедино. Нет актеров. Нет Брентона Туэйтеса — есть Джонас. Нет Одейи Раш — есть Фиона. Перед ними стояла невероятно сложная задача — показать весь спектр эмоций. И им это удалось. Такая искренность, такая честность. Веришь им, веришь актерам, — а это очень важно.

Теперь я задам вам вопрос: Что выбрали бы вы? Отказались бы вы от всего прекрасного, что существует на Земле, от всего того, что делает нашу жизнь ярче, интереснее, от самой жизни? Отказались бы вы от всего этого, только ради того, чтобы не чувствовать боли? Что бы выбрали вы? Спланированная посторонними ваша жизнь, где предопределен каждый ваш шаг, движение, вздох или полная свобода, неизвестное падение, захватывающее, порой тяжелое и лишающее всяких сил приключение, название которому — жизнь?

Смотреть или нет фильм «Посвященный» решать вам. Но я очень советую сделать это. Посмотрите, чтобы ответить на эти вопросы.

Как я ни старалась, я не нашла недостатков в фильме, разве что — хочется продолжения, но это, скорее плюс. Читая отзывы о фильме и некоторые рецензии, я отметила то, что далеко не все разделяют мою точку зрения о «Посвященном». Так, некоторые пишут: «Унылое времяпровождение ! Сюжет банален до слез», «Наискучнейший фильм! Трейлер меня привлек, а сам фильм разочаровал. Сюжет затертый», «Очередная голливудская антиутопия про сверхтоталитарно е общество, в котором с помощью химии контролируют человеческие эмоции». Не знаю, может, дело в возрасте, может, — в предпочтении жанра, но таких едких и ядовитых отзывов достаточно. Они чередуются с весьма положительными, и довольно часто «Посвященного» сравнивают с «Дивергентом», фильмом режиссера Нила Бёргера. Да, без сомнения что-то схожее есть: фракции, к которым присоединяются шестнадцатилетни е подростки без права выбора, жесткий контроль жизни «сверху», но на меня «Дивергент» не произвел никакого впечатления. В нем нет смысла. Или я просто его не увидела.

Такое огромное количество мнений, обсуждений, дискуссий делает фильм «Посвященный» еще более интересным для просмотра. Посмотрите, чтобы высказать свою точку зрения. Посмотрите. Фильм не затянут, он длится всего полтора часа, а это значительный плюс. Посмотрите — может, вы откроете что-то новое для себя, так, как это сделала я.

Топорова Анна Алексеевна

4

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту