Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Тофик Шахвердиев: «Снимая видимое, покажи невидимое!»

вава

К инорежиссер и фотожурналист, призер отечественных и зарубежных кинофестивалей, лауреат премии «НИКА», а также один из членов жюри Второго Всероссийского кинофестиваля «ПРОФЕССИЯ: ЖУРНАЛИСТ», Тофик Шахвердиев ответил на несколько вопросов информационного портала «СЛОВО-ЗА НАМИ».

— Ранее вы говорили, что вам понравилось очень немного картин, представленных на кинофестивале. А какие фильмы все-таки произвели впечатление?

— До церемонии закрытия назвать картины я не могу, но могу сказать, что ценны те работы, которые задевают тебя как москвича, как гражданина, как человека. Большинство картин сделаны по трафарету: бесконечно рассказывают о том, какой хороший был тот или иной журналист. Много такого рода фильмов. И много ? о писателях и журналистях военного времени, в частности, картины об Александре Твардовском, о Борисе Соколове. Они все используют хронику, чей-то рассказ. Но нет внутренней опоры, которая раскроет мне на что-либо глаза. Идет простой видеоряд, рассказывающий о каких-либо фактах. Я хочу, чтобы все-таки волновали меня чем-то картины. Очень легко, на самом деле, показывать, к примеру, насколько плохой город, насколько дрянные люди по всем направлениям, а вот сделать что-то такое, чтобы глаз невозможно было оторвать, очень тяжело. То есть снимая видимое, показывать невидимое. Вот это замечательная формула!

— Вчера на кинофестивале была представлена картина «Рожденные в СССР. Валентин Зорин». Как вы считаете, есть ли на сегодняшний день журналисты такого уровня, каким был Валентин Зорин, то есть абсолютные профессионалы в своем деле?

— Можно Владимира Познера назвать, а больше… Действительно, нет такого рода весомых, устоявшихся репутаций, нет людей, которые смогли бы встать на его место, заменить. Таких нет. Это связано с тем, что все вокруг мельчает. Это происходит в силу того, что талантливые, трудоспособные, яркие фигуры отметаются в разные стороны, а вверх идут послушные, готовые на все люди, и это результат очень неприятной селекции.

— Каким тогда, на ваш взгляд, должен быть настоящий журналист?

— Прежде всего ? правдивым. Должен не врать, а это очень тяжело. И на сегодняшний день это ? самое ценное качество. Зритель все-таки чувствует, в какой плоскости ты преподносишь свой материал. Все остальные — некие профессиональные качества. Вот, например, читаем «МК», Юлию Калинину, и понимаем, что этот человек заметит то, что ты прошел и не заметил. Она может довольно мужественно и открыто говорить о том, что есть: плохо это или хорошо. И ты начинаешь действительно понимать, что есть плохо и что надо сделать для того, чтобы было хорошо! Так вот, журналист должен говорить, что сделать так, чтобы было хорошо: аргументировано, подбирая слова, интересные фразы, словосложения какие-либо, делать все, чтобы увлечь читателя.

— Организаторы кинофестиваля много говорят о том, что он делается с целью создания положительного образа журналиста. Как вы думаете, удалось в итоге показать профессию с лучшей стороны?

— Думаю, не совсем. Просто в кинокартинах рассказывается о людях, а не о профессии. Вот, например, фильмы об Артеме Боровике или Владиславе Листьеве: были такие хорошие, такие талантливые журналисты, не согласиться с этим сложно, но… все-таки не было показано профессия изнутри. Я просто получаю дополнительную порцию информации о том, что этот человек хороший, а мне хочется, чтобы меня прямо внутри кольнуло, за душу взяло. Хотя и такие картины на кинофестивале были. Просто их пока немного.

2

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту