Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«У журналистов часто не хватает понимания проблемы» – Полина Химшиашвили о сложности аналитических текстов

Одним из популярных жанров в журналистике считается аналитический материал. У него есть свои особенности и правила написания. Преподаватель Школы журналистики имени Владимира Мезенцева, редактор международного отдела РБК, выпускница факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Полина Химшиашвили рассказала об отличительных чертах таких текстов и о том, как написать хороший материал.

Полина Химшиашвили

Какие основные особенности аналитических текстов?

– Четкое формулирование проблемы, наличие хорошо собранной фактуры и, конечно, приведение нескольких мнений экспертов, которые раскрывают проблему и помогают читателю в ней разобраться, но не подводят его к заранее заданному мнению.

Может ли такой материал существовать без какого-либо из пунктов?

– Я думаю, нет. Конечно, бывают аналитические статьи без мнения эксперта, особенно, если это статья про экономику. Там довольно часто все видно на цифрах: допустим, был введен налог, и нужно посмотреть, правильно ли он был введен. Достаточно просто посмотреть, как он был собран и сколько денег это дало в бюджет. Но лучше украсить этот текст мнением эксперта, потому что не все люди хорошо ориентируются в цифрах, это нужно проговаривать словами.

Какие основные сложности в написании материала?

– Во-первых, у самих журналистов часто не хватает знания и понимания проблемы. То есть, им дают задание написать о чем-то, а они плохо разбираются в теме. Во-вторых, довольно часто эти тексты плохо проработаны в силу отсутствия времени, достаточного для подготовки материала.

Как подготовиться, чтобы написать хороший текст?

– Если вы работаете, то бывает сложно подготовиться, потому что каждый день вас бросают на новую задачу. В целом, если хотите написать аналитический текст, то лучше писать его несколько дней: сначала просто походить самим подумать, потом почитать о том, что писали ваши коллеги в других СМИ об этой проблеме, изучить материал.

Какие на ваш взгляд самые трудные аналитические темы?

– Мне кажется, что любая тема сложная, потому что, когда вы изучаете ее пять минут, вам кажется, что вы разобрались. Чем дольше вы изучаете тему, тем больше вы видите, сколько в ней граней и каких-то подпроблем. Например, в России традиционно сложно писать тексты, анализирующие в том числе и бюджет, потому что много информации закрыто. Все, что связано с анализом действия властей – сложно, потому что закрывается. Про социальные темы тоже сложно писать. В общем, нет простых тем для анализа.

Про работу с цифрами. Как лучше начать осваиваться в этом, чтобы не допускать ошибок?

– Нужно больше читать. Если вам интересна журналистика цифр или экономическая журналистика, то стоит читать профильные издания: например, «Ведомости», «РБК» или экономическую вкладку газеты «Известия». Сейчас много в Ютубе разговоров с экономистами. Можно начать с просмотра таких форматов.

Какие советы Вы дадите начинающим журналистам?

– Первое, использовать любую возможность для расширения своего кругозора. Потому что вы никогда не знаете, о чем вам придется писать. Чем больше информации содержится в вашей голове, тем лучше. Второе, никогда не бояться спрашивать коллег, друзей и других людей, которые, по вашему мнению, могут вам помочь, что-то подсказать в написании. Не стесняться задавать вопросы, даже если они кажутся глупыми или базовыми. Потому что иногда какое-то верно сказанное слово помогает вам увидеть проблему под другим углом, оценить ее глубже и понять. Также не стоит бояться разговаривать с экспертами.

12

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту