Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Важность медиаобразования в современном мире

Значение медиаобразования возрастает с каждым годом. На все интересующие нас вопросы ответил директор по развитию Школы журналистики имени Владимира Мезенцева Артур Каплан. 

1. Будучи специалистом в медиасфере, объясните, почему важно получать медиаобразование? 

Необходимость получения такого образования обусловлена несколькими причинами. Прежде, чем говорить о них, нужно заметить, что определение «медиаобразования» во многом содержит ответ на Ваш вопрос, поскольку этот введённый сравнительно недавно термин обозначает воздействие различных медиа на массовое сознание и, как следствие, это условно широкий набор инструментов для представления сотрудниками медиа действительности.  

Точнее всего про медиаобразование можно говорить как о средствах коммуникации, которые сами по себе должны рассматриваться в качестве силы, формирующей человека, культуру, общество. Невозможно переоценить влияние этих процессов на жизнь и мировоззрение современного человека. Необходимость разбираться в этих самых медиа, в том, как они устроены, как функционируют и развиваются возникла даже не вчера и становится всё большей с каждым днём. 

 2. Насколько данное направление развито в России? 

В России довольно активно заговорили о медиаобразовании на рубеже 70-80-х годов. Этот термин стал появляться в некоторых диссертационных работах, что неизбежно отразилось на развитии медиаобразования в нашей стране. Медиаобразование как движение возникло же формально немного ранее, в 60-х годах, в период политической «оттепели». Некоторые российские деятели кинообразования развернули активную деятельность в школах, вузах и киноклубах. В 80-х годах активно развивалось медиаобразование молодежи на базе печатных СМИ. В эти же годы появилось детско-юношеское агентство «ЮНПРЕСС».  

Те изменения, которые произошли в стране на рубеже XX-XXI веков, повлекли за собой существенные трансформации в системе медиа и медиаобразовании в целом. «Перестройка», затронувшая все сферы общественной жизни, привела к глубинным изменения в политике, экономике и образовании.  

Стоит отметить процесс развития протекает в России не так стремительно, как в США или других странах, от которых мы пока по этому параметру отстаем. Есть сложности с процессом подготовки педагогов, поскольку нет структурированных и утвержденных программ в области медиаобразования, по которым можно было бы готовить педагогов.  

3. Какие тенденции, которые появились в нашей стране за последние годы, Вы могли бы отметить? 

Вся логика современных исследователей медиаобразования в России сводится к необходимости разработки новой, более современной концепции, объединяющей два вида грамотности: медийной и информационной. Нужно учесть, что медиаобразовательная политика имеет вполне очевидные национальные особенности. Курс на модернизацию медиаобразования, всё чаще звучащий от разных политиков, невозможен без медиакомпетентной личности, которая обладает всей полнотой информации о современных событиях, явлениях, тенденциях. В России власть всячески поощряет развитие медиаобразования, понимания, что такая мера назрела. Об этом всё активнее говорят не только профессионалы, но и административные работники. Конечно, разработка медиаобразовательной политики невозможна без научного анализа ситуации с уточнением понятий, разработкой современных концепций, стандартов, маркеров. Важнейшим критерием эффективности медиаобразовательной политики является уровень компетентности тех лиц, которые берут на себя ответственность за её реализацию. К сожалению, в этом направлении, над которым коллеги трудятся активно, пока не всё хорошо: требуется массовое повышение компетенции руководителей управлений и ведомств, разного уровня чиновников, административных работников в области медиа, массовых коммуникация и информационной культуры. 

4. Сравните медиаобразование в России и в других европейских странах. 

Я думаю, что уместнее всего проводить сравнение развитие медиаобразованием в России и в США. Как известно, США с давних пор являются мировым лидером в области медиа-культуры. Американская пресса, радио, звукозапись, и особенно кинематограф, телевидение и Интернет практически доминируют в информационном поле большинства регионов планеты. Влияние средств массовой информации и коммуникации США на формирование сознания подрастающего поколения всего мира трудно переоценить. Уже со школьного возраста у американских школьников есть представление об этом направлении образования, чтобы, учась в университете, студент мог развиваться в этой области. В России же такого успеха пока нет, однако профессионалы в области медиа и ведущие медиаэксперты активно работают над разработкой стандартов и школьных методических программ для обучения ребят основам медиаграмотности. 

5. В медиаобразовании популярно изучение таких навыков, как Soft skills (коммуникабельность, самопрезентация, умение работать в команде). Почему нужно обучать данному умению молодых специалистов и как это поможет в их дальнейшей профессии? 

Навыки, о которых мы говорим, — это базисная основа, ключевые навыки, лежащие сегодня в основе образования и должны быть заложены в образовательные программы, доступные каждому современному человеку. Причина проста: человечество стремительно развивается, заменяя многие hard skills, робототехникой, нейросетями, искусственным интеллектом. Вырисовывается тенденция, согласно которой рано или поздно человека во многих сферах деятельности заменит искусственный интеллект. Нейросети, которые способны не просто коммуницировать с человеком, отвечая на вопросы, а шутить в ответ и даже предугадывать продолжение диалога; написанные искусственным интеллектом романы, автомобили с полным автопилотом и прочее – это реальность даже не сегодняшнего, а уже вчерашнего дня. Мы не можем это не учитывать, поэтому вполне возможно, что в будущем все физические возможности человека сможет заменить робот, но искусственному интеллекту пока не подвластны некоторые навыки человека и я думаю, что в ближайшие 10-15 лет робот не может мыслить эмоционально. За человеком пока остаются некоторые преференции — это эмоции и навыки профессиональной коммуникации. Это означает, что медиаобразование, как процесс, позволяющий погрузить себя в подготовку ключевых умений – это образовательный процесс, наиболее актуальный сегодня. К примеру, в Школе Журналистики имени Владимира Мезенцева, где я уже много лет преподаю, мы интегрировали в процесс обучения те самые Soft skills. Мы уделяем внимание серьёзной теоретической и практической подготовке во всех направлениях журналистики, создавая увлекательный и эффективный образовательный процесс. Во многом данные методы уникальны, потому почти никто сегодня не предпринимает аналогичных попыток с внедрением Soft skills в образовательные программы.   

5

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту