Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Вечная проблема человеческой жестокости или потерянное поколение?

Х Всероссийский конкурс имени Владимира Мезенцева «Юные журналисты России».

Номинация — «Кинорецензия».

Участник — Дарья Малышева.

В психологической драме Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» с самого начала зритель погружается в атмосферу восьмидесятых годов, всюду пестреют отголоски событий в мире. Изначально понятно, что время — не из легких, да и когда вообще в нашей стране было такое время?
По сюжету четыре старшеклассника навещают якобы любимую учительницу математики, с целью поздравить с Днем рождения, подарить подарки и искренние поздравления.

«От всей души, Елена Сергеевна, от всей души», -то и дело повторяют молодые люди, улыбаясь и смеясь. Учительница, безусловно, счастливая и ошарашенная столь неожиданным визитом, растрогавшись роняет слезы, а позже еще и разбивает несколько чашек, по причине радостной дрожи в руках.
Однако, все разбивается, словно эти же чашки, в тот момент, когда Елена Сергеевна понимает: ребята пришли к ней не с проста и о чистоте их намерений не может быть и речи.
Казалось бы, зрительскому обзору подвергается Два поколения. Два совершенно разных взгляда на жизнь, но действительно ли тема затрагивает только лишь проблему непонимания между страшим и младшим поколением? Разве это хотел показать режиссер, создавший фильм?
Обратимся к сюжету и рассмотрим каждого героя по порядку:
Можно увидеть обычных подростков-школь ников, оканчивающих последний класс, у них есть общая цель — получить желаемого, достичь хорошей жизни в будущем, а для этого, как считали ребята, стоило вершить свою судьбу с корней.
Безответственн ость пополам с легкомысленной целеустремленнос тью, тяга к свободе и лжелиберализм — основные черты, направляющие молодых людей по их жизненной дороге.
Паша — молодой человек, видящий собственное будущее в филологии, погружен в написание собственной работы по Достоевскому и увлекается литературой. Что же может мешать такому способному молодому человеку для дальнейшего образования? Конечно же — оценки по математике, экзамен по которой он «благополучно» не сдал, по крайней мере, на желаемую отметку.
Виктор — последний человек в команде ребят, его участие в сговоре — случайность, но тем не менее он нуждается в удовлетворительн ой оценке по тому же «злополучному», предмету, который так трудно дается ребятам.
Владимир — лидер во всем, предпочитал ставить цели и безоговорочно их достигать. Казалось бы, хорошее качество, требуемое для больших свершений в будущем, однако, для Владимира совершенно неважно, какими способами достигает поставленного и чего это будет стоить. С самого начала, образ молодого человека представляется, как умного, сдержанного и подающего надежды юноши. Но что же происходит, когда нам открывается истинное лицо этого только-только по-настоящему взрослеющего целеустремленног о тирана, который старается выудить собственную выгоду во всем? Становится более чем неприятно от того, что он действительно верит в правильность своих действий и не считается с чувствами, мнением окружающих его людей.
Ляля — раскованная девушка, весьма сообразительная и не по годам находчивая, ей оказались больше чем кому-либо чужды человеческие качества, однако на протяжении всего пребывания в квартире учительницы она усердно пытается подавить порывы доброты, прикрываясь маской безразличия и ощущения бесконечной молодости. Стоит отметить, что Наталья Щукина прекрасно справляется с передачей образа и поведения своей героини, а ее эмоциональность не может не заставить переживать в те моменты, когда самой героине плохо.
В центре событий, окруженная и обезоруженная Елена Сергеевна — скромная, скованная идеалистка, «выживающая» в современном мире. Она сдержана, молчалива и действительно печальна. На ее хрупкие женские плечи, легли такие проблемы, как болезнь матери и отсутствие поддержки от кого-либо, у нее просто-напросто не было людей, способных помочь в трудной ситуации хотя бы добрым словом. Елена Сергеевна отзывчивая, добрая женщина и она до последней капли относилась к ученикам с интеллигентной добротой и уважением, в то время как сами подростки показывали себя с самой худшей стороны.
И все это, только ради ключа от шкафчика, где хранятся написанные ими работы, а ребята всеми способами пытались заставить учительницу отдать им ключ, чтобы подменить работы.
На протяжении всего фильма, также проводится тонкая параллель с мировыми проблемами, действия разворачиваются в момент перестройки. То и дело проскакивали реплики, позволяющие полностью окунуться в черноту и серость 80-х и увидеть сквозь эти года потерянное поколение, забытое и воспитанное на общих для всех законах жизни.
В первых минутах кинокартины из уст ребят звучит тост: «Главное оставаться человеком». В дальнейшем, мы видим всю человеческую грязь и глупые ценности, якобы необходимые во времена, когда тебе навязывают идеалистическое поведение..
«Вы вообще нелюди, как же вам тогда легко живется», — произносит Елена Сергеевна, уже уставшая и до конца отчаявшаяся, презирающая людей, разрушивших ее квартиру, а также душу и представление о взглядах на жизнь. Огромное психологическое давление, оказанное на учительницу — задумано изначально, а конечная цель подростков — сломленная женщина, от безысходности согласившаяся пойти на уступки. Но результат не оправдал ожиданий и никто из ребят не оказался рад тому, что из этого вышло, кроме Володи… Лидера и будущего дипломата, человека с большим потенциалом, но в свои годы уже с прогнившей до черноты душой. Получив, что ему нужно, он ушел, гордо подняв голову, в то время, как его товарищи, каждый, кто был там, оказались полностью разбиты.
Выходит, не в поколении дело, а в личностях, идущих на поводу у абсолютно безразличных и жестоких людей. И как жаль, что термин «человек» все еще может подходить под то, чем являлся Володя.
Режиссер фильма Эльдар Рязанов с предельной четкостью показал несколько категорий людей, а так же злободневную проблему воспитании детей, вытекающее из века в век. Существуют люди, что твердо уверены в своей правоте, даже выходя за рамки, проявляя непростительную жестокость и люди, идущие на поводу у первой категории, более сильной в своем проявлении.
Елена Сергеевна, в свою очередь, не входила ни в одну из этих подразделений людей, она была как раз из тех, кто уважает себя и других, искренна, всегда воспитана и добра.. Что не оказалось ей на руку в случившемся.
Основным достоинством фильма является полное погружение в происходящие действия, желание сопереживать героям в те или иные моменты.
Фильм потрясает и всецело располагает к положительному отзыву. Картина, после просмотра которой обрекаешь себя на долгие раздумья по поводу человеческого нутра и частого ошибочного отождествления определения «человеческий» с определением «сострадательный «.
Стоит сказать, что в конечном итоге ключ никто не взял, а Ляля, бьющаяся в истерике под дверью закрытой ванной комнаты все повторяла: «Елена Сергеевна, они не взяли ключ, они не взяли…» Но дверь заперта и ответа уже не дождаться…

Стояла мрачная тишина , разбавляемая только истерическими всхлипываниями Ляли, до конца не верившей, что Елена Сергеевна больше не откроет дверь…

Дарья Малышева

Ученица 8 класса МБОУ «гимназия №47» г. Курган

2

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту