...

Все дороги ведут в Домжур

Ирина Бессонова – телережиссер и руководитель курса «Основы телевизионной режиссуры». Рассказ специалиста с богатым и многообразным опытом, интересной историей, который делится своими знаниями и мастерством с учениками Дома Журналиста вот уже пять лет.

Что привело Вас в профессию режиссера?

Если бы в старших классах средней школы мне сказали, что я стану режиссером телевидения, я бы очень удивилась и усомнилась такому прогнозу.

Не мечтала, не грезила и даже не мыслила об этой профессии.

Я закончила первый курс строительно-технологического факультета Минского политехнического института, сдала сессию и вдруг поняла, что никогда не смогу работать на стройке. Ни прорабом, ни инженером. И так я это отчетливо поняла, что в одночасье взяла академический отпуск, покинула Минск и вернулась на свой родной остров Сахалин.

Место секретаря Сахалинского телерадиокомитета словно ждало меня. Через полгода меня взяли в режиссерский отдел телевидения. С этого момента и начинается моя творческая карьера.

А дальше – 30 лет в одном коллективе, как один миг. Прошла все ступени карьерного роста от помощника режиссера до главного режиссера, проработав в этой должности последние 10 лет.

С какими трудностями Вы столкнулись во время работы?

Трудностей за все эти годы было немало. Сегодня они воспринимаются, скорее, как жизненные уроки. У меня не было специального режиссерского образования, все азы профессии приходилось «черпать» от старших наставников непосредственно в процессе практики создания телепередач. С учителями мне очень повезло. Это были люди с большой жизненной школой, прошедшие войну, с практическим опытом в журналистике и режиссуре. Вот они-то и стали моими «университетами». 

Я заочно поступила в наш пединститут и благополучно закончила его через 5 лет. В школе не проработала ни дня, но диплом учителя русского языка мне в будущем сильно пригодился.

Самое сложное в работе режиссера, на мой взгляд, – это не организация съемочного процесса на площадке, это не заявки на производство во все отделы – художникам, осветителям, монтажерам, техникам, это не постоянные выезды на съемки, монтаж, выходы в эфир… Хотя и в этом есть своя «прелесть». Самое сложное – это, как я называю, муки творчества. Например, появилась идея новой передачи и тебе необходимо вдохнуть в нее жизнь. Придумать что-то такое, что еще никогда не делала, чтобы не повторять саму себя и заинтересовать зрителя. И вот тогда: — Привет, бессонные длительные ночи, шумные споры и обсуждения с творческой группой.

Так родился цикл передач «Юнкоры», «Ты и другие», «Характер», «Картинки из глубинки», «Энергия» и многие другие.

Какие были самые запоминающиеся проекты в Вашей жизни?

Особой строкой в моей жизни стоит общественно-политическая программа «Поворот» и международные телемосты с телекомпаниями Японии и Южной Кореи. В это время между нашей страной и Республикой Корея еще не было дипломатических отношений. Наша компания была первой, кто осуществил столь глобальный международный проект. А я – первым режиссером, который   это показывал. Впервые в истории отечественного ТВ, экран позволил напрямую пообщаться корейским родственникам, которые не видели друг друга более 40 лет. Прямой эфир длился 4 часа и это было сильное эмоциональное зрелище. После телемоста мы смонтировали программу «Мост» о воссоединении корейских семей, разлученных второй мировой войной, и она имела большой общественный резонанс и на Центральном ТВ.

Через несколько месяцев дипломатические отношения между Советским Союзом и Республикой Корея были установлены. Было запущено прямое авиасообщение «Южно-Сахалинск – Сеул», что позволило корейским семьям ездить к друг другу в гости.

В короткой статье нет возможности рассказать о всех моих проектах. А вот книга, придуманная мною и изданная в 2015 году к 55-летию основания Сахалинского телевидения и радио позволяет читателям вспомнить самые важные вехи развития и нашей компании и нашего острова в целом.

Почему Вы решили преподавать в Домжуре?

Книга «Хорошая компания» и привела меня в Школу журналистики имени Владимира Мезенцева. Можно сказать — вмешался случай. Но мы же понимаем, что нет в нашей жизни ничего случайного.

Владимир Мезенцев в 1988 году был собкором Гостелерадио СССР в Сахалинской области. В одном из радиовыпусков, он сообщил слушателям, что работает над передачей «Прожектор перестройки» и пригласил сахалинцев собраться 21 мая у Драмтеатра имени А.П.Чехова, чтобы выразить свое мнение о проблемах развития демократизации и гласности в области. Это выступление на радио было несанкционированным и собкора Мезенцева в срочном порядке отозвали в Москву. А состоявшийся стихийный митинг у Драмтеатра положил начало серьезным изменениям в жизни сахалинцев. И не только сахалинцев. Когда Михаил Горбачев в Москве радостно сообщил, что «…перестройка наконец-то дошла до Сахалина», всем стало понятно, что в стране происходят серьезные перемены. Одно выступление журналиста на радио повлекло за собой ряд значимых и важный событий в области, и позже сахалинцы присвоили Владимиру Мезенцеву звание «Почетный гражданин Южно-Сахалинска». Более подробно об этих событиях написали наши журналисты в книге «Хорошая компания».

И только через 29 лет, в 2017-м году на просторах соцсети «ВКонтакте» я наткнулась на имя Георгия Мезенцева. Разузнав, что это сын нашего собкора, я не могла не подарить ему нашу книгу. Познакомились, проговорили 2 часа. После этой встречи я получила предложение вести курс режиссуры на отделении «Телевидение». Согласилась с опаской. Какой из меня педагог? Я же практик.

— Вот и хорошо, что практик, — сказал Георгий Владимирович.

Не пожалела ни одного дня. В этом году я выпустила 5-й поток слушателей.

За эти годы многие ребята поступили в МГУ на факультет журналистики. Но моя гордость – это ученики, которые решили связать свою судьбу с режиссурой и уже работают на московских каналах.

Какие навыки приобретают ученики школы после прохождения Вашего курса?

Курс «Основы телевизионной режиссуры» не только знакомит ребят с азами профессии.  Все знания сегодня есть в Интернете в свободном доступе. Но мало знать, нужно делать!  Всю теорию мы отрабатываем на практике.  Как правильно снимать себя, собеседника, проводить интервью?  Как создавать сюжеты, репортажи? Что такое насмотренность и зачем она нужна журналисту и режиссеру? Что и как показывать, чтобы зритель досматривал материал до конца? Правила съемки. Свет и цвет. Как оформить программу? Что такое стенд-ап, зачем нам «Золотое сечение»? Что такое темпо-ритм, динамика, звуковой ряд сюжета? Как говорить в кадре, чтобы не утомить зрителя и быть ему интересным? Где брать идеи и как придумать свою оригинальную программу? Эти и многие другие вопросы мы с ребятами отрабатываем на занятиях.

Что дает обучение в Домжуре будущим журналистам?

Мне радостно видеть, как уже во время учебы, ребята снимают и выкладывают в соцсети сторис, рилсы, работают над визуалом своих страниц, появляются в кадре. И с каждым разом делают они это все лучше и лучше. Некоторые ребята работают над своими документальными и постановочными фильмами, у многих есть каналы на Ютубе. Они практикуются в роли спортивных комментаторов и ведущих. Практика позволяет стать уверенными в себе. Ребята учатся коммуницировать с людьми в разных сферах жизни, учатся не бояться выражать свои мысли, быть свободными от своих комплексов и зажимов. Преодоление страха публичности – очень важный момент в нашей работе. Без этого, очень трудно идти по жизни дальше, в любую профессию.  

И главное, приобщаясь и погружаясь в любой курс нашей школы, ребята познают себя. Они пытаются понять, какой выбор им сделать, какую профессию в будущем выбрать. А мы, педагоги, им в этом помогаем.

Приходите в нашу школу и убедитесь в этом сами.

1

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту

Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.