Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Встреча с Валентином Ольшвангом. «Безумец от мультипликации»

DSC_1597

В Библиотеке киноискусства им. С. Эйзенштейна прошел показ мультфильмов Валентина Ольшванга. В программу вошли работы Ольшванга разных времен: «Розовая кукла» (1998), « Optimus Mundus 29.Чайный дом» (1998), «Про раков» (2003), «Со вечора дождик» (2009). В некоторых из мультфильмов автор выступил и как режиссер-постановщик, и как аниматор. После показа состоялась встреча с режиссером. russiancinema.ru

Стоит отметить, что техника, в которой работает Валентин Ольшванг, далека от той, которую можно видеть на большом экране. Это мультипликация, полностью сделанная вручную на анимационном станке, рисованная. Здесь изображение наносится на стекло краской, пастелью или карандашом, что придает ему особенный мягкий колорит и глубину. Такой метод работы на много более трудоемкий, чем компьютерная анимация. Этим объясняется такой длительный перерыв между выходом мультфильмов. Несмотря на это, режиссера совершенно не привлекает популярная флеш-анимация. Сам он иронично отметил, что в наше время «корячиться над станком – безумие!».

Итак, первой работой «безумца от мультипликации», которую показали зрителю, стал «Чайный дом». «Чайный дом» — 29 серия многорежиссерского проекта « Optimus Mundus », в котором собраны мульт-истории о Москве. История Ольшванга о мальчике, который попал в чайную лавку. Но детская фантазия рисует целое кругосветное путешествие за несколько минут. Тесно переплетается мир реальный и мир фантазий, мир детей и мир взрослых.

Следующий мультфильм — «Розовая кукла» тоже о детских фантазиях, но уже более мрачных, лишенных легкости, как в «Чайном доме». На создание «Розовой куклы» режиссера вдохновила детская страшилка. Однако психологизм истории идет дальше простого желания напугать зрителя. На фоне страхов девочки перед розовой куклой, тонко показаны взаимоотношения и характеры взрослых героев: мамы, ее любовника, няни. Я думаю, «Куклу…» можно поставить в один ряд с кинематографическими работами Д. Линча. Режиссер особенно отметил то, что сюжет этого мультфильма имеет прямое отношение к фольклору. Только не древним сказкам наших предков, а к городскому фольклору. Автор тщательно изучал это явление современной культуры на Кафедре фольклора Уральского Университета. Оказывается, детские страшилки тоже имеют свои каноны, традиции, героику, системы персонажей и характеров. Это и пытался выразить Ольшванг. «Розовая кукла» взяла первый приз на Международном кинофестивале Анимационных фильмов в Загребе (1997) и удостоена приза за лучшую драматургию в Общероссийском Фестивале анимации в Тарусе (1997).

Другая работа, которая была показана, тоже имеет фольклорные корни. Сценарий для мультфильма «Про раков» основан на северной легенде. Змей похищает со свадьбы невесту и женится на ней. Девушка тоже влюбляется в змея. Они живут в райской стране, где змей хозяин. У них рождаются сын и дочь. Но через несколько лет девушка, стосковавшись по дому, просит змея отпустить ее на время. Прейдя домой, она рассказывает матери таинственную историю своей жизни. Мать решает убить змея, чтобы вернуть дочь. Вооруженная огромным мечом, старуха идет в райскую страну и обезглавливает змея. Узнав об этом, девушка, не выдержав горя, бросает об землю своих детей. Сын оборачивается раком, дочь — птицей. Сама девушка превращается в кукушку и покидает свою бедную мать навсегда. По словам режиссера, эта история — «о страсти и прощении». Смотря «Про раков», понимаешь, что мультипликация – намного более широкое поле для творчества, чем игровой кинематограф или театр. Благодаря сочетанию авторского рисунка, оригинального звука простая легенда обнажает массу чувственных подтекстов. Относительно художественного решения было сказано, что в нем много «откровенных цитат из истории искусства». Здесь и образы из греческих трагедий, и Пикассо, и «Красавица и Чудовище». Пятнадцатиминутный мультфильм удостоен Специального приза на Общероссийском фестивале анимационных фильмов в Суздале в 2004 году и немалого внимания других отечественных и зарубежных фестивалей.

Последняя история – «Со вечора дождик» по сказке Л. Н. Толстого «Русалка». История о мужике, случайно поймавшем в реке русалку. Чтобы содержать этакую «Эллочку-людоедочку», мужик продает лошадь, овцу, тратит последние деньги. Даже топит любимого кота, решившего полакомиться русалочьим хвостом. В конце концов, мужик остается только со своей русалкой. И, кажется, даже обретает счастье… Можно сказать, что это история любви, или повесть о выборе. Но наиболее правильную характеристику, на мой взгляд, фильму дал Юрий Норштейн — это фильм о роке.

Надо заметить, что все ольшванговские мультфильмы немногословны. Слово здесь несет ассоциативное значение. Многие фразы доведены до абсурда: «Сахар в холодильнике. Я пошла» («Розовая кукла»). Но в той же «Розовой кукле» использованы и совершенно реальные разговоры старушек о том, как «суставы повылазели», об уренотерапии, и как замачивать рис, услышанные в вагоне поезда. В «Про раков» звучит собирательный народный диалект, таинственные заговоры, народный песни. Вообще в своих работах режиссер использует «шумо-визуальное» звучание. Картинка тесно переплетается со словом и музыкой. А в процессе создания фильма одно рождает другое.

В конце встречи по просьбе зала была показана совместная работа Ольшванга с Норштейном – заставка к детской телепередаче «Спокойной ночи, малыши». Она появилась на экранах в 2000 году и кардинально отличалась от тех, что ей предшествовали. В ней не было привычной яркости и веселости. Зато появилась таинственность, классическая сказочность. Однако зрители и руководство телеканала посчитали, что новая заставка слишком мрачная, недетская и вообще не отвечает тематике передачи. А, в связи с появлением в ней совершенно новых героев, «Хрюши и Степаши» испугались, что их скоро снимут с программы и тоже были против. Трехминутная заставка продержалась в эфире 3 месяца, после чего почти двухлетний труд отправился на полку.

russiancinema.ru (5)

Таким серьезным и порой трагичным становится этот привычный детский, а может совсем не детский, жанр – мультипликация.

0

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту