Пять лет назад в Москве начался эксперимент по внедрению профильного и предпрофильного обучения. Сейчас только в Южном округе столицы в нем участвует около 20 школ.
Во времена СССР считалось, что лучшее образование – всестороннее… Каждый школьник должен был равно хорошо знать науки и языки, быть столь же ценным работником, сколь отличным спортсменом. Да… Были времена…
Россия идет по другому пути: ученик может «выбрать свое будущее». Все больше мы походим на Запад: предпрофильное и профильное обучение не за горами.
Мнение учащихся и преподавателей о новой системе положительны: дети не перегружаются, обучение стало легче, ведь дети учатся тому, чему хотят, увеличилось количество выпускников, поступающих в вузы; школа как социальный институт наконец-то начала выполнять данный ей социальный заказ.
Суть эксперимента в следующем. Исходя из выбранного профиля (он может быть любым по желанию детей, их родителей и возможностей школы: лингвистический, литературный, математический, экономический, исторический и т.д.), составляется учебный план, приоритет в котором отдается предметам профилизации.
Количество часов на непрофильные предметы сокращается. Чтобы не были ущемлены учащиеся, сдающие при поступлении в вуз такие предметы, после уроков для них организовываются элективные, то есть обязательные, курсы, программа которых не только восполняет недостающий учебный материал, но и углубляет его. Количество же часов профиля увеличивается в среднем на 10% — 20%.
Таким образом, решается несколько злободневных школьных проблем: уменьшается перегрузка детей, лучше усваивается содержание урока, повышается успеваемость, улучшается степень подготовки для поступления в вуз.
Нам удалось поговорить с учениками десятого экспериментального класса. Им нравится учиться не так, как они учились раньше, интересно получать углубленные знания по нужному для будущего предмету. Но из-за этого им приходится заниматься по субботам. А еще… Каждый учитель считает самым важным именно свой предмет. И поэтому задают много и по профильным и не по профильным предметам. И все равно десятиклассники за эксперимент.
Кирилл АЛЕКСАНДРОВ,
ученик 10 класса школы № 925