Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«Высшее образование не для всех»: преподаватель журфака МГУ Дарья Вьюгина

Кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Дарья Михайловна Вьюгина в интервью для Школы журналистики имени Владимира Мезенцева рассказала о поступлении, учёбе за границей, преподавании и внеуниверситетской деятельности.

Дарья Вьюгина
Дарья Вьюгина на занятии в МГУ имени М.В. Ломоносова
© Маргарита Лукманова/ Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

— В школе Вы изучали немецкий, участвовали в олимпиадах и даже проходили стажировку в Берлинском университете имени Гумбольдта. Чем Вас так привлекает Германия?

— Школа, в которой я училась, была языковой: мы изучали два языка минимум. И когда ты с пятого класса учишь немецкий, он становится частью твоего культурного кода. Если у тебя получается, ты осознаёшь, что это очень ценный актив и этот актив нужно продолжать развивать. Именно поэтому и в университете я учила немецкий, и потом в Германии. Естественно, это сильное преимущество, которое можно потом очень эффективно использовать.

Немецкий — непростой и не очень популярный язык. Я согласна, что с точки зрения, особенно современной, эффективнее изучать испанский, или китайский, или арабский. Но, поскольку я училась в школе давно, тогда базовыми языками были европейские. У нас были английский, немецкий и французский. Я остановилась на немецком и считаю, что это был очень хороший выбор.

— Почему Вы по окончании школы приняли решение поступать на факультет журналистики? И какие университеты, помимо МГУ, рассматривали?

— Я с седьмого класса была редактором школьной газеты, а потом, в восьмом классе, пошла в Школу юного журналиста при Московском университете. Все мои родители, дедушки, бабушки — выпускники МГУ, поэтому не рассматривала больше никаких университетов, только факультет журналистики МГУ, который стал мне родным домом ещё в восьмом классе. Собственно, спустя 20 лет я всё ещё тут.

— Если бы Вы поступали в университет сейчас, какое направление выбрали бы, учитывая, что на данный момент Вы курируете направление «Медиакоммуникации», которого не было на момент Вашего поступления?

— Я бы пошла на направление «Медиакоммуникации». Почему? Оно шире, оно даёт больше, как мне кажется сейчас, возможностей, знаний и практических навыков. И, наверное, если посмотреть на мой карьерный трек и мои предпочтения, я бы получила больше полезных знаний именно на направлении «Медиакоммуникации», а не на «Журналистике», потому что как журналист, особенно социальный, политический или какой-то общественно ценный, я не реализовалась.

Дарья Вьюгина
Дарья Вьюгина на занятии в МГУ имени М.В. Ломоносова
© Маргарита Лукманова/ Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

— Преподавать на журфаке МГУ — осознанная цель, к которой Вы шли на протяжении всего обучения, или спонтанное решение?

— Я думаю, что и то и другое. Мы регулярно сталкиваемся с выбором, и далеко не все выборы мы делаем, как считается, в 14 лет, в 18, в 25, в 30, в 35. Нет, ни в коем случае. Вся жизнь состоит из выборов.

Мне кажется, с одной стороны, все обстоятельства складывались так удачно, что я хотела остаться на факультете и принести ему ту пользу, которую он принёс мне, когда я училась в Школе юного журналиста, а потом и в университете. А с другой стороны, это абсолютно осознанный выбор, я очень им довольна.

— Ещё до начала Вашей педагогической работы, в июне 2009 года, в одной из своих социальных сетей Вы опубликовали пост со следующим содержанием: «Я стану преподавателем и заставлю всех учиться!» Придерживаетесь ли Вы такой позиции на текущий момент или всё-таки стараетесь быть более гибкой по отношению к студентам?

— Мне нравится этот слоган, отличный! Но сейчас я бы сказала, что заставлять учиться никого не нужно. Лучше, интереснее и правильнее работать с теми, кому учиться интересно.

Высшее образование не для всех. Далеко не для всех. И мне очень не нравится стремление абсолютного большинства получить высшее образование. Это какая-то новая мода последних лет 15, которая связана с тем, что ты неэффективен, ты неправильно живёшь, если не получил высшее образование.

Не нужно идти в университет, если ты не готов к тому, чтобы узнавать много нового, много работать, читать, писать и, в общем-то, мириться с тем, что часть дисциплин потом не пригодится тебе в жизни, и понимать, что они все нужны для того, чтобы ты расширял свой кругозор и становился академически более подкованным и, может быть, смотрел на жизнь по-другому, развивал в себе критическое мышление.

Сейчас я бы отказалась от тезиса, что заставлю всех учиться, никого заставлять не нужно. И, вообще, эффективнее получается учиться у тех, кому интересно учиться. А преподавателям, естественно, интереснее работать не только с теми, кто старается (это легкий ответ, конечно), но и с теми, у кого есть какой-то потенциал и кто может учиться. Но есть те, кому это противопоказано.

— Сейчас Вы работаете со студентами нескольких курсов и направлений, курируете дипломы и курсовые. А иногда Вам приходится вести несколько лекций подряд и говорить около трёх часов практически непрерывно. Как Вы справляетесь с такой нагрузкой?

— У меня есть много иностранных коллег, и больше всего их, кстати, из Германии. И у них, например, по вторникам с 12 до 6 research hours. То есть это те моменты, когда они не отвечают на письма, не общаются со студентами, не ведут пары, а только занимаются своим собственным исследованием. К сожалению, российская структура высшего образования не подразумевает того, что у ученых выделены определённые часы на то, чтобы они только занимались исследованием, или только отвечали на письма студентов, или читали одну-две лекции в неделю, а всё остальное время занимались их подготовкой. Поэтому другой жизни я не знаю. А поскольку я другой жизни не знаю, я стараюсь справляться с той нагрузкой, которая есть.

Студенты
Студенты 1 курса направления ‭«Медиакоммуникации» на занятии в МГУ имени М.В. Ломоносова
© Маргарита Лукманова/ Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

— Совпали ли ожидание и реальность от работы на факультете? Если нет, то как трансформировались Ваши взгляды на педагогику после начала преподавательской деятельности?

— Ну, я думаю, что идеальных мест работы нет. Так же, как нет идеальных отношений, идеальной семьи. Вообще идеального ничего нет, но всегда можно стремиться к идеалу. На факультете есть очень много возможностей, чтобы и реализовывать себя, и улучшать то, что ты делаешь, и постоянно фиксировать результаты, и взаимодействовать со студентами. Поскольку поток людей меняется постоянно, ты можешь апгрейдить себя, программу, скорректировать своё поведение, мимику, жесты и так далее.

И если ты заинтересован в том, чтобы становилось лучше, то оно и будет становиться лучше. Поэтому я очень люблю факультет и работу на факультете. И не думаю, что у меня были какие-то чёткие ожидания. Если вы ждали от меня ответа, что было какое-то ожидание и оно разбилось о скалу реальности, то такого точно нет. Но трудности, конечно, есть всегда, в том числе и, например, потому что университет — это государственная институция, которая спонсируется государством. Это не частный вуз и не коммерческий. Конечно, с этим связаны некоторые ограничения. Но, опять же, никаких неожиданных неприятностей, на мой взгляд, за время работы на факультете со мной не произошло.

— Летом прошлого года Вы стали модератором крупной международной конференции «Smart-клиника: путь к цифровой трансформации». Более 10 часов Вы работали как на офлайн, так и на онлайн аудиторию. Как Вам такой опыт?

— Это было очень интересно. И если говорить о нагрузке, то вот здесь была реальная нагрузка. Когда конференции устраиваются на глобальном уровне большими институциями, а не одной локальной больницей (в данном случае была больница №67), то чаще всего каждая секция модерируется отдельным человеком, поскольку сложно охватить так много материала, запомнить всех спикеров и вообще протянуть 9 часов модерирования всего и вся.

Поэтому я согласилась модерировать в том числе и потому, что это был челлендж для меня. И мне кажется, что я с ним справилась. Было, правда, сложно, но очень интересно. Перед этим две недели я посвятила тому, что вообще пыталась разобраться с различными медицинскими терминами. Несмотря на то что вся моя семья — это люди с медицинским образованием и медики, я к медицине никакого отношения не имею. Но для меня было важно, с одной стороны, приобщиться к тому, чем занимаются и занимались мои родители, дедушки и бабушки, а с другой стороны, привнести какую-то развлекательно-медийную составляющую в эту сложную научную конференцию.

Другой полезный опыт, который был связан с этой конференцией, это то, как меня пригласили стать её модератором. На самом деле это произошло совершенно случайно, очень косвенно меня нашли и предложили модерировать. Случилось это благодаря главному преимуществу учёбы на журфаке, о котором я постоянно говорю студентам, — нетворкингу.

Ты вынужденно узнаешь очень много людей, будешь общаться с огромным их количеством, и даже твои однокурсники в какой-то момент станут выпускниками, а потом журналистами, медийщиками, будут работать, например, в политических структурах или за рубежом. Все эти связи остаются, и ты в любой момент можешь обратиться к любому из своих однокурсников, коллег, друзей или тех, с кем ты взаимодействовал в процессе учёбы или каких-то исследований, за советом, помощью, интервью.

И вот это самое главное преимущество. Та самая магия, которая есть у факультета. Сложно себе представить, чтобы такие связи завязывались на химфаке или на факультете почвоведения. На журфаке это такой естественный процесс, органический. Ты наращиваешь очень большую телефонную книжку, с которой потом всю жизнь можешь работать.

338

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту