Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Где и как вести блог: обзор основных платформ

В данном материале мы расскажем о том, как и где лучше вести блог в 2021 году.

YouTube, Instagram, TikTok, Telegram, Facebook, Twitter, VK — вот основные площадки, на которых российская молодежь следит за блогами или ведёт их. Впрочем, это лишь приблизительный список, а выбор платформы индивидуален и зависит от личных предпочтений каждого. Некоторые используют другие сайты или создают свои собственные. Большинство ведут блоги одновременно в нескольких социальных сетях, учитывая особенности контента на каждой из них.

YouTube используют в первую очередь те люди, для которых принципиально наличие видеоконтента. Эта платформа в этом плане удобнее всего: там практически нет временных ограничений, можно настроить на каждом видео монетизацию. В разы легче выпускать ролики на той площадке, которая именно специализируется на таком типе контента. Тем более, еще несколько лет назад, в том же Instagram’е не было функции IGTV, а обычные видео имели ограничение в 1 минуту. YouTube наполнен абсолютно разным контентом: есть популярные каналы, на которых люди рассказывают о спорте, делают обзоры на игры или передачи, показывают свои творческие умения, учат людей чему-то новому или просто повествуют о своей жизни. Всех их объединяет одно: умение ставить себя перед камерой, правильно строить свою речь и находить свежие идеи. Конкуренция достаточно высокая, но если у блогера действительно есть, чем заинтересовать зрителя, развита харизма и есть умение правильно подать свою мысль — на него обязательно подпишутся.

Instagram — эта платформа больше о визуальной эстетике, фото-контенте и умении грамотно и ясно излагать свои мысли в текстовом формате. Этой площадкой также пользуются блогеры с совершенно разной тематикой. В основном они пишут посты, связанные со сферой своих интересов. Тексты сопровождаются подходящими фотографиями или короткими видео. Многие уделяют внимание тому, как выложенные изображения будут сочетаться друг с другом на страничке, стараясь задать им единый стиль. Кроме того, довольно высокой популярностью пользуется формат stories — коротких видео или фото, на которые можно накладывать текст, маски, указывать в них геолокацию, профили других людей, добавлять стикеры и гифки (движущиеся картинки). Они остаются в профиле в течение 24 часов. В них блогеры делятся своими новостями и просто фрагментами из жизни. Stories можно сохранить в «актуальное», и тогда пользователи смогут просматривать их и по прошествии суток. В Instagram также существует реклама, которую блогеры интегрируют в свой контент довольно творчески. Наибольшей популярностью на этой площадке пользуются темы личного блога, повествующего о жизни своего автора, красоты, тренировок и ухода за собой, самообразования и личностного роста.

TikTok в большей степени распространен среди молодого поколения. Эта площадка также, как и YouTube построена на видео-контенте, однако он имеет временные ограничения (15 секунд, 1 минуты и 3 минуты). Сервис удобен тем, что позволяет записывать клипы под различные звуки, при этом аудиобиблиотека весьма обширна. Там есть как популярные песни отечественных и зарубежных исполнителей, так и шуточные фразы, комбинации песен, различные пародии, каверы, мэшапы. Кроме того, площадка позволяет редактировать записанные видео, не выходя из приложения. Можно добавить временные и визуальные эффекты, различные маски, переходы и текст, а также наложить свой собственный голос, при желании даже изменив его звучание.

Темы у блогов в TikTok’e самые разные: все зависит от того, на какую сторону вы попадете. Алгоритм приложения устроен сложным образом, из-за чего после изучения вашей персоны он будет предлагать только то, что могло бы быть вам интересно. Могут попасться видео, как люди просто танцуют или подпевают под музыку, кто-то показывает жизнь своих домашних питомцев, кто-то делает косплеи на различных персонажей. Есть даже люди, снимающие короткие сериалы с собственно придуманным сюжетом. Конечно, в TikTok’е можно выйти и на образовательные блоги. Авторы обучают подписчиков, рассказывают им интересные факты, связанные с их основной работой. Творческие люди, занимающиеся изготовлением чего-либо на продажу (домашняя косметика, торты, ручная роспись сумок, рисование портретов и т.п.) используют TikTok для привлечения новых клиентов. В видео они демонстрируют свои умения. Некоторые блогеры объединяются и снимают совместный контент.

Вконтакте и Facebook обладают примерно одинаковым функционалом. На обеих площадках можно выкладывать текст, фото, видео, stories, а также общаться в личных сообщениях. Первая площадка популярна в основном в русскоязычном сегменте интернета, тогда как вторая, наоборот, пользуется у нас меньшей популярностью, чем за рубежом. И там, и там можно вести личный блог, например, у себя на странице, или создать сообщество, посвященное какой-то определенной тематикой. Эти площадки пользуется чуть меньшей популярностью, по сравнению с тремя рассмотренными выше. Очень часто там можно найти паблики, посвященные какому-то событию. Также многие создают фан-странички, связанные с их любимыми группами, артистами, фильмами. Популярностью пользуются и сообщества с юмористическим или творческим контентом.

В Twitter есть ограничение на количество символов внутри одного сообщения. Несмотря на то, что можно создать ветки публикаций и тем самым продолжить начатую мысль, эта соцсеть не подразумевает длинных текстов. Чаще всего авторы Twitter-блогов постят кратко сформулированные новости или какие-то забавные истории, произошедшие с ними, пришедшие к ним в голову. Стоит отметить, что эта площадка редко выступает основной для ведения блога, и почти никогда — единственной. Обычно у блогера есть аккаунт на другом сервисе, а Twitter выступает дополнительным местом, где можно просто поделиться мыслями.

Telegram — это относительно недавно появившаяся площадка для ведения блога. Изначально он создавался как конфиденциальный мессенджер, однако в скором времени там появилась возможность создавать свои каналы и публиковать что угодно для своей аудитории. Характерным для Telegram форматом является текст с дополнением его аудио, видео и фото. Также к каналу можно привязать чат для его участников, что достаточно удобно для получения обратной связи с подписчиками. Из-за своей несколько оппозиционной направленности (площадку даже несколько раз пытались заблокировать на территории РФ из-за того, что разработчики отказывались передавать ключи дешифровки от чатов пользователей, отстаивая их анонимность), у многих людей старшего поколения до сих остаются предубеждения против Telegram.

Был проведен небольшой опрос среди молодежи про блоггинг. В основном он проводился среди первокурсников разных вузов, в том числе среди студентов разных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова, различных направлений МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГЛУ, МПГУ, НИУ ВШЭ, РаНХиГС. В опросе поучаствовало 40 человек в возрасте от 15 до 20 лет, из них 11 мальчиков и 29 девочек. На полученную информацию можно ориентироваться тем, кто хочет начать вести блог, чтобы лучше понимать интересы аудитории.


Следите ли вы за какими-либо блогами?
— «нет»: 3 респондента (объясняют это отсутствием интереса следить за жизнью одного и того же человека/незнакомых людей в целом);
— «скорее нет (иногда слежу, но это происходит нечасто)»: 4 респондента
(объясняют это отсутствием свободного времени/наличием более важных дел);
— «скорее да (стараюсь следить, но иногда не хватает времени)»: 16 респондентов;
— «да»: 17 респондентов.
За блогерской деятельностью скольких человек вы следите?

— «1»: 4 респондента (за этот вариант ответа также проголосовал человек, ранее отмечавший, что не следит за блогерами, количество респондентов указано с учетом его голоса);

— «2-3»: 15 респондентов;

— «4-5»: 11 респондентов;

— «больше 5»: 8 респондентов.

На какой площадке чаще всего следите за блогами и почему?
— «YouTube»: 33 респондента;
— «Instagram»: 31 респондент;
— «Telegram»: 16 респондентов;
–– «Twitter»: 5 респондентов;
— «VK»: 4 респондента;
— «Другое» : 5 респондентов.
Какими качествами должен обладать человек, ведущий свой блог, чтобы вас заинтересовать?
— оригинальное мышление, необычная подача контента, нетривиальность тематики блога;
— приверженность своему мнению до конца;
— полная отдача своему делу, открытость, активность, уверенность в себе и целеустремленность;
— грамотность, начитанность и поставленная речь;
— честность;
— рассудительность, адекватность и ум;
— неидеальность, близость показываемого контента к реальной жизни;
— ненавязчивость;
— профессиональный подход к своему делу;
— эстетика и визуал: чувство стиля, цвета, композиции;
— взаимодействие с аудиторией, отзывчивость и бесконфликтность;
— артистизм и экспрессивность;
— сходство во взглядах на жизнь.


Полученная статистика может оказаться полезной для как начинающих блогеров, так и для уже достаточно популярных. Она может помочь лучше разобраться в предпочтениях современной молодежи, особенно это полезно, если она является их целевой аудиторией. Кроме того, ознакомиться с результатами опроса будет интересно и обычным зрителям, чтобы понять, что цепляет в блогерах их сверстников, возможно, присмотреться к своим подпискам и подумать, что стоит туда добавить, что оставить, а что убрать.

4

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту