Журналистика – высший сорт литературы

Х Всероссийский конкурс имени Владимира Мезенцева «Юные журналисты России».

Номинация — «Репортаж».

Участник – Касеев Назар.

Дмитрий Быков – известный писатель, журналист, сценарист, кинокритик и поэт встретился со студентами журфака МГУ 27 мая. Целью встречи была лекция на тему «Журналистика как литература», которую он начал словами: «Из достоверных источников мне известно, что кое-кто из Вас хочет мне помешать, но у Вас этого не получится. Во-первых, Вы не поймете ничего, из сказанного мною. Во-вторых, сбить меня с темы не получится, я не Стариков. И наконец, я не собираюсь освещать всю проблему литературы и журналистики, так как на это у Нас просто нет времени.

В нашем сегодняшнем разговоре речь пойдет о трех важных моментах:

  1. Что может взять журналистика от литературы;
  2. Что может взять литература от журналистики;
  3. Почему журналистика оптимальная профессия для писателя.

Чтобы начать с первого аспекта, нужно разобраться, что такое журналистика и кто такой журналист. Журналистов, как правило, все ненавидят (если это не так, то он профессионально неадекватен) и спасают в последнюю очередь, так как он умудряется помешать людям жить так, как они жили раньше. Вспомните притчу Тургенева «Корреспондент» ( http://pritchi.r u/id_2426 ) или высказывание Горького, о том, что писатель – это что-то возвышенное, а журналист копается в повседневной грязи.

Все же, журналистика – это литература, возведенная в квадрат, ее высший сорт. Литература воздействует на умы, но не учит добру или злу, а скорее ставит перед читателем вопрос. В отличие от нее, журналистика императивна, то есть она может убедить кого угодно, конечно, если мы имеем дело с хорошим журналистом. Чтобы стать мастером своего дела, нужно иметь большой опыт и многое уметь, например, быстро писать и мыслить. Я терпеть не могу тугодумов, которые не могут написать за час рецензию, за два репортаж и за сутки очерк. Приемы, диктофон и бумагу с ручкой тоже лучше не использовать. Смотря на диктофон Ваш собеседник двадцать раз подумает, прежде чем дать ответ, да и вообще он полезен только в суде, на мой взгляд. Развивайте память, ведь голова Ваш лучший блокнот!

Журналистика появилась в 17-18 веках и сразу привела к Великой французской революции (когда из-за идеи могли отрубить с десяток голов – это была журналистика в действии). Жанры журналистики схожи с литературными жанрами: очерк – это тот же роман (и оба «князи» в своих сферах), интервью все равно что пьеса, драма. [Третьим по значимости Дмитрий Львович привел репортаж, но параллель к нему подобрать забыл] Если остановиться на каждом из них, то очерк есть динамичный рассказ, где минимум описания и максимум доносимой читателю мысли. В репортаже главное «эффект присутствия». Интервью соткано из принципа «не столь важно «о чем», сколь важно «Как?», иначе говоря «детали танцуют свой балет на авансцене». Тут действует «Гегелевская триада» (интервью имеет три аспекта): драматургический образ интервью в целом, образ писателя и конфликт. Последний аспект важнее других, ибо без спора интервью не будет интересно. Вот пять советов, как взять идеальное интервью:

  1. Дайте собеседнику стать «Вашим гуру»;
  2. Резко покажите ему, что вы не идиот и хорошо разбираетесь в обсуждаемой ситуации;
  3. Переведите разговор на семью собеседника;
  4. Поговорите о литературе и кинематографе;
  5. «Сдержанно хамите».

Что касается второго момента нашей встречи, то литература требует расстановки моральных акцентов, но многое становится понятно с годами. Например, роман о русско-украинско м конфликте будет иметь место быть совсем нескоро, пока это сфера лишь для журналистики.

Отвечая на вопрос «Почему журналистика оптимальная профессия для писателя», скажу так: у них одинаковая стратегия поведения. И те и те выстраивают в своих текстах фабулу, расставляют детали и ставят на первое место чувство читателя. Вот у молодого поколения все забито собственным «я», они не думают о других. Но с годами они учатся видеть реальность с разных точек зрения. Журналистика – это «черный хлеб реальности», без которого ничего невозможно»

На этом Дмитрий Быков завершил лекцию и перешел к накопившимся у аудитории вопросам. Вопросов было много, но интересных – единицы. Например, на вопрос «Как заинтересовать аудиторию», он ответил: «Да вот как я Вас в начале. Придумал историю про то, как кто-то из Вас собирается сорвать встречу, а Вы и насторожились. А потом наговорил тут много спорных вещей, половина из которых неправда»

Сравнивая себя с известными писателями, он говорит о Дмитрии Мережковском.

В завершении писатель обратился к публике со словами: «К сожалению, сегодня между нами не возникло того самого драгоценного спора, о котором я Вам говорил. Может быть Вы устали, может Вам пора домой, или вы голодны или же, как все россияне, понимаете, что из этого спора ничего бы не вышло, мы бы просто сотрясали воздух. Хочу дать вам три совета:

  1. Избавьтесь от этой мысли, если она у Вас имеется. Пробуйте изменить что-то;
  2. Читайте больше книг! Долго живет тот, у кого работает мозг;
  3. Старайтесь работать так, чтобы на Вас не навесили ярлык (консерватор, либерал и т.д.), хотя рано или поздно история возьмет свое!»

Касеев Назар, МБОУ СОШ №8

8

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту