Александр Невский — Храбрость и Святость Руси

Х Всероссийский конкурс имени Владимира Мезенцева «Юные журналисты России».

Номинация — «Репортаж».

Участник – Анастасия Миржиевская.

«Непридуманное» интервью

Посвящается:

750 летию со дня блаженной кончины Святого благоверного великого князя Александра Невского

и

290 летию со дня перенесения мощей небесного покровителя Санкт-Петербурга — Святого благоверного князя Александра Невского

Есть предание, что если надеть кольчугу воина, который сражался за независимость и свободу Руси, то можно мысленно перенестись в далекое прошлое. Так со мной и произошло.

Весной 2013 года я побывала в старинном Кремле города Коломны. Я люблю посещать исторические места России, особенно кремли и монастыри. Меня тепло встретили участники Центра русской воинской культуры «Святогор» — одного из самых известных клубов занимающихся исторической реконструкцией и пригласили на экскурсию по сохранившейся части кремлевской стены с двумя сторожевыми башнями. В оружейной палате одной из башен они предложили надеть кольчугу – точную копию старинного одеяния воина Руси. Сергей, боец клуба «Святогор», с лёгкостью снял с манекена кольчужный доспех, и тяжелое одеяние вдавило меня в землю (почти по колено), но это было ещё полбеды. На моей голове оказался тяжеленный шлем с пластиной, защищающей переносицу. Взяв в одну руку щит, а в другую булаву, с места сдвинуться я не смогла. Не представляю как древнерусские воины в таких доспехах и с таким оружием, могли не только передвигаться, но и биться насмерть.

В план экскурсии входило показательное сражение бойцов клуба. На представлении ратного боя в смотровой башне витязи из клуба «Святогор» показали, как в такой защите сражались в рукопашной схватке наши предки. С замирающим сердцем смотрела я за развитием поединка. Выступление витязей было таким правдоподобным, что можно было без труда потеряться во времени. Такое бывает.

Вдруг все стало туманиться. Стены стали исчезать и сквозь мелкий снег, появились очертания древнего поселения. Всюду было белым бело, люди не замечая меня, ходили в зимних старинных одеждах. Выглядело это, очень странным. Сперва я подумала, что это сон. Вокруг было настолько необычно, что мне стало не по себе. Не знаю как, но я оказалась перед деревянным монастырём старинной постройки. У входа в этот монастырь, стояли монах и воин (вой, так называли воина в старину), одетый в старинный русский доспех 13 века. (Не понимаю , откуда я это знаю ? Но знаю же!)

Я решила подойти к ним и узнать, где нахожусь. Но они меня не видели и не слышали. Оставалась одна надежда узнать, о своём местонахождении — только из их разговора. Речь у них была очень необычна, но удивительным образом я всё ясно понимала . (В своём повествовании оставляю вам часть слов неизменными, для того что бы вы смогли яснее увидеть насколько изменился за века наш родной язык.) То, о чем они говорили, ошеломило меня! Оказалось, что я попала в древнюю Русь времени великого Александра Невского, которого они называли Храбрым . (То, что прозвище, «Невский» Александру Ярославовичу дали после церковного собора 1547года спустя почти 300лет после его блаженной кончины я узнала уже позднее.) Тот деревянный, как оказалось – мужской — монастырь находился в селе Городец, где остановился князь Александр, возвращаясь из последнего путешествия в Орду к хану Берке. Из разговора монаха и «воя» стало ясно, что великий князь сильно болен, и продолжить путь в Новгород не может. Все были очень обеспокоены его здоровьем, так как Александр занемог ещё в Нижнем Новгороде, и ему становилось все хуже и хуже.

Вот это да…! Не может быть! Великий Александр Невский здесь?! И волнение, и страх, и любопытство, все перемешалось во мне. Но я твердо решила — раз мне представился такой необыкновенный случай, то хотя бы одним глазком взгляну на великого защитника земли Русской!

Келью, в которой находился великий князь, я нашла достаточно быстро.

Перед входом толпилось много бояр, воинов и монахов. Из кельи доносились громкие рыдания. Я подошла поближе, и услышала тихий мужской голос: «Удалитесь и не сокрушайте души моей жалостью!». — Все спешно вышли, а я осмелилась войти.

В помещении, у дальней стены с крохотным окошком, под маленьким иконостасом, на дубовой кровати, покрытой белым, тонко украшенным покрывалом, лежал мужчина лет 45 с закрытыми глазами. Было видно, что он очень болен. Это он! Это — великий Александр Невский! Даже в очень болезненном состоянии его лицо выражало силу и спокойствие. Я тихонько приблизилась к нему. Александр медленно приоткрыл глаза.

— Кто ты призрачная дева? — спросил он.

— Вы меня видите, княже? удивилась я

— Да. А ты ангел?

Нет, Великий князь. Вы, может быть, не поверите, но я из будущего.

— Да вижу, что пришлая ты, из других времен явилась. Байдана (доспехи) ладная, но не нашими ковачами сделаны. Не нашего времени. Уж очень железо необычное, уж больно сильно блестит.

— Как ваше здоровье, княже?

— Грустко (тяжко) мне. Чую уйду вскоре я. Отравили меня в Орде. В твоих глазах я вижу множество вопросов. А в животе (душе) твоей плищь (смятение). Но не беспокойся, время еще есть, спрашивай.

— Великий княже! Расскажите, пожалуйста, о своем детстве.

— Родился я в 6728году (6728год от сотворения мира по мартовскому стилю – 1220год от Рождества Христова) в Переяславле . Мои предки – великие князие (князи), ведущие свой род от Рюрика.

Прадедушка — князь Юрий Владимирович Долгорукий, устроитель суздальской зени (земли), в 6660 году (1152г) основал мой присный (родной) город Переяславль.

Дедушка — великий князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, сильно укрепил основы православия на нашей зени (земле). Построил много храмов, был правдив, кроток и щедр на милостыню.

Бачко (отец) мой — княже Ярослав Всеволодович первым принял на себя ужас татарских нашествий и погиб страдальческой навью (смертью), отправившись в Каракорум в далекую Монголию, дабы (чтобы) в переговорах испросить уменьшения страдания зени (землям) Руси.

А по маменьке? спросила я.

— Прадедушка — Мстислав Ростиславович Храбрый и дедушка Мстислав причислен к лику святых.)

Горячо любимая матушка — Феодосия Мстиславовна перед своей кончиною приняла иноческий чин с именем Ефросиния.

С молодых лет меня учили грамоте. Я много читал православных книг и увлекался песнопениями. У дяди — Константина Всеволодовича — было богатое собрание книг, како (как) на греческом, сице (так) и на нашем языке.

Величие Руси я познавал из летописей и устных преданий.

Меня учили верховой езде, стрельбе из лука, различным воинским играм, владению оружием, выносливости, упражняли силу.

— А как вы стали князем ?

— Для того чтобы стать князем надо пройти обряд «посажения на стол» или, аки (как) говорится, «вокняжения». Этот обряд проводился надо мной в Новгороде в Софийском соборе. На торжество собрался весь город. Многие гости приехали со всей Руси. Сначала мы все усердно молились, таче (потом) архипастырь возложил на мою голову руки и вознес молитву Царю царей.

После, новгородский народ произнес торжественную присягу на верность мне. И с радостью целовали крест восклицая: «Ты наш князь!».

Обряд был завершен. Абие (сразу) же началось великое гостиво (пир), на которое были приглашены все, от мала до велика. На княжеском дворе в изобилии было вино , ишем (мед), перевара, всякое брашно (кушанье) и овощи. Это торжество длилось не один день.

А не страшно было Вам в таком юном возрасте возглавить столь великий город? Вам же было всего 8 лет!

— А тебе не страшно было бы, еже (если) б тебя поставили окормляти (править) Новгородом — большим торговым городом, леть (можно) сказать почти отдельным государством?

— Конечно, было бы! Я просто считала, что Вас воспитывали и готовили к этому с детства.

— Ты правильно мниши (думаешь). Яко (как) я тебе сказывал, дабы (чтобы) стать хорошим княжем, необходимо много ведати (знать) и умети, а это очень непросто. Во время моего молодого княжения большую помощь оказывал мой бачко (отец) Ярослав Всеволодович. В первые годы я не мог сам окормляти (управлять) . Вместо меня правили и учили окормляти (управлять) городом пестуны (бояре-воспитате ли). В 6736 году (1228г) Ярослав Всеволодович разгневался на своенравных новгородцев и уехал в свой присный (родной) Переяславль, а меня и старшего брата Федора оставил в граде. За время нашего пребывания в Новгороде много язв (бед) и лишений мы пережили купно (вместе). Проливные дожди вызвали наводнения, после которых началася алчба (голод), а в 6739 году (1231г) случился страшный пожар, превративший полма (половину) города в пепел.

5 июня 6741 года (1233г) напрасно (внезапно, неожиданно) скончался мой любимый, присный (родной) старший брат Фёдор. После бедствий таких страшных батюшке Ярославу Всеволодовичу и нашему народу предстояло новое испытание. Немцы, воспользовавшись алчбой (голодом), поразившей наши зени (земли), решили подкупить бояр и народ мукой и житом (хлебом) на свержение князя. После того, аки (как) затея провалилась, они напали на новгородские земли. Наш бачко (отец) вовремя привел свои Переяславские полки и весной 6742 года (1234г) купно (вместе) с новгородцами разгромили «рыцарей – меченосцев» — немцев и литовцев, а в 6744году (1236г) меня посадили Новгородским князем.

— Великий Князь, на Русь в начале Вашего правления, я слышала, обрушились орды Батыя?

— Конечно, ты права, нашествие х ана Батыя случилось в 6745 – 6746 годах (1237г-1238г). Татары вторглись через мордовские гаи (леса) и разорили Рязань. На этом они не остановились, за Рязанью пали Суздальские земли, Москва, Владимир. Двинулись они к Новгороду, но Бог и Святая София защитили нас. Не дойдя до города ста вёрст, Орда повернула на юг. Батый устрашился весенних разливов наших северных рек. Еже (если) бы сие (это) чудо не произошло, то возможно Новгорода сейчас аки (как) великого града не существовало. Уже в зиму 6748года (1240г) монгалы (монголо-татары) камня на камне не оставили от Киева. Вся Русь была в руинах, только моего батюшку и нашу зень (землю), аки (как) Ноя в ковчеге, Бог сохранил для возрождения Руси. Это леть (можно) назвать чудом и Божественным Провидением.

— Мы знаем о двух Ваших великих сражениях – Невская битва и Ледовое побоище. Расскажите, пожалуйста, о них поподробнее.

— Любо (хорошо), красавица. Битва на Неве состоялась в 6748 году (1240г). Шведы, также аки (как) и ранее немцы, подло решили воспользоваться слабостью Руси после нашествия Орды. С повеления Папы римского на язычников-чухну (финнов) и православную Русь, шведы пошли крестовым походом, но не только для того, абы (чтобы) покорить и разграбить земли, аки (как) бесермены, а навязать свою католическую веру. Потеря святой веры наших отцов, была бы страшнее разгрома и унижения бесерменами.

В середине лета ко мне явились слы (послы) от Ярла Биргера (будущего короля Швеции) с такими речами: «Выходи против меня, еже (если) сможешь сопротивляться! Я уже здесь и пленю твою землю…». Отдав необходимые наряды (приказы) дружине (войску), я поспешил в Святую Софию и долго молился, прося помощи у святых заступников Руси.

15 июля, в день памяти святого князя Владимира, я купно (вместе) со своей дружиной был около устья реки Ижоры. Подошел ко мне начальник стражи Пелгусий, стоявший в дозоре, и сообщил о своем видении:

«Всю ночь провел я без сна, наблюдая за врагами. На восходе солнца я услыхал на воде «шум страшен» и один насад с гребцами. Посреди насада стояли, положив на рамена друг другу руки, святые мученики Борис и Глеб, а гребцы, сидевшие в насаде, были «яко мьглою одеяни». И рече Борис: «Брате Глебе! Вели грести, да поможем сроднику своему Великому князю Александру Ярославичу». Увидав дивное видение и услыхав святых мучеников, я стоял «трепетом в ужасе», пока насад ушел «от очию». [1]

После овой (такой) удивительной вести я отдал приказ своей дружине (войску) бити (атаковать) врага. Они нас не ожидали и спокойно грелись на берегу под теплым солнышком. Началась брань (битва), продолжавшаяся до самой ночи. Много словутных (славных) воинов, бившихся рука об руку со мной, сложило головы в этом бою.

На следующий день мы с удивлением обнаружили на другом берегу Ижоры множество избитых неприятельских рыцарей. Я уверен, что это «небесные вои (воины) » помогли нам, ибо (потому что) нас там не было. Эта победа была в защиту нашей земли и веры.

— Великий Князь, Ваши потомки считают главной победой – «ледовое побоище», Вы согласны с этим?

— Давайте я Вам уне (лучше) вкратце расскажу о ней, а уж судить о её важности не мне, а вам – моим наследкам (потомкам) .

Через два месяца после битвы на Неве теперь уже немецкие рыцари напали на наши земли. Мы только что одержали непростую победу, и достойной силы для новой брани (битвы) у нас не было. Я понимал это, а новгородцы нет. Они выступали за скорый поход. В этом вопросе у нас и произошёл разлад.

Устав от пустых речей на городских вечах, я купно (вместе) с семьёй отправился к себе на родину в Переяславль. Тем временем Папа не оставлял своего стремления распространить влияние римской церкви на русские земли.

Уже были заяты (захвачены) немцами города Изборск и Псков, в Копорье была построена вражья крепость. Следующим городом на их пути должен был стать Новгород. Они уже кружили неподалёку, аки (как) стервятники, и раз за разом нападали на новгородских и приезжих торговцев.

В 6749году (1241г) получив заверение от бояр, в беспрекословном повиновении моим дальнейшим приказаниям, я возвернулся в Новгород. Собрав ополчение, мы смогли борзо (быстро) заяти (взять) Копорье, иде же (где) укрепились немцы.

Для освобождения Пскова, наших сил было недостаточно, тем же (поэтому) я испросил у своего отца подкрепление. Подмога пришла борзо (быстро) . Получив благословение у Господа на святое ратное дело, мы выдвинулись к Пскову. Внезапность и быстрота наших действий помогла высечи (освободить) Псков без особого труда. Сия (эта) новость аки (как) молния поразила врагов. Моментально собралось громадное немецкое войско. Уверенный в своих силах первый магистр ордена Герман Балк решил жестоко наказать нас и вернуть себе награбленное. Узнав об этом, мы не сидели сложа руки. Обычно в походы я брал только своих дружинников и кметей (воинов), но в этот раз без помощи простых псковичей и новгородцев нам было не обойтись. Хан Батый так же прислал в помощь своих конных лучников, для возможной подмоги нам. Он не хотел отдавать рыцарям зени (земли) исправно платившие ему дань. Подкрепив свой дух молитвой в соборном храме Святой Троицы у раки (могилы) с мощами благодетеля и защитника Пскова святого благоверного князя Всеволода-Гаврии ла, мы выступили из города. Передовые полки отправились выслеживать неприятеля, и заманивать его в ловушку. Вскоре нам удалось найти главные силы врага. Мои вои (воины) бились настолько храбро, что немцы решили, что они разбили наши главные силы и прямиком, не страшась, двинулись через Чудское озеро к Пскову.

В субботу 5 апреля 6750года (1242г) спустя 700лет в апреле 1942 года свершилась победа наших войск в битве под Москвой) на восходе солнца со скалы Вороний камень, мы увидели несокрушимую стену «железных людей» выстроившуюся клинообразным строем – «свиньей». Они планировали рассечь наше войско наполы (пополам), и абие (потом) на мелкие отряды и с легкостью одолеть нас. Но не удалось им сломить дух псковичей и новгородцев. Решив разделить нас, немцы сами попались в «клещи». Егда (когда) мы купно (вместе) с засадным полком ударили по неприятелю, битва была выиграна. Весь план немцев был расстроен. Началась огромная сеча. Повсюду оглушающе звенели мечи, трещали ломавшиеся стружия (древки копья), тяжело стонали бойцы, раненные на поле битвы. Сражение продолжалась до позднего вечера. Много храбрых воинов положили головы в этом бою, но сия (эта) победа надолго оградила Русь от опасных иноземцев. После битвы, мы легко смогли бы захватить ливонские земли, но делать этого не стали. Нам и своей земли достаточно!

— Да правильно Вы сказали: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!»

— Любо (хорошо) изречение, но не моё. В Евангелие сице (так) написано «Взявшие меч, мечом погибнут!»

— Спасибо, Великий князь! Мне стало ясно, что Вы смогли противостоять западным врагам, защитив свою веру и народ. А почему Вы тогда не изгоните варваров с Востока?

— Рыцари живут в городах и селениях, яже (которые) находятся на одном и том же месте, как и у нас. В военный поход, они могут отправлять против нас, только избыток своих сил. И наши дружины, могут сражаться с ними на равных. Монгалы же — кочевники, завоёвывают государства всем народом, передвигаясь целыми ордами, яже (которые) леть (можно) победить, только всей Русью. А овой (такой) единой силы, у нас нет. Русь – это отдельные княжества, иногда воюющие между собой.

— То есть, вам Орда была не по силам?

— Да, это сице (так). Монгалы прошлись опустошительными набегами по всем княжествам Руси. Только Новгородские земли остались не тронутыми. Спасти святую Русь, леть (можно) только договорившись с ними. Что я и сделал. Едва (как) только хан Батый в 6756году (1248г) прислал приказ, явиться в Орду, я тут же с дарами отправился к нему. Несколько раз мне приходилось с метаниями (поклонами) ездить к разным ханам на протяжении 20 лет. Удалось договориться не только о разумной величине уклада (дани), но и о её сборе не монгалами, а своими сборщиками. В последнем своём походе к хану, он и вовсе освободил наш народ, от повинности отправлять наших мужей воевать за монгалов. Надо крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке.

— А почему Вы решили принять схиму? Вы же князь?

— Ничего в этом нет странного, я же и вой (воин) и князь (князь). За свою жизнь мне пришлось и потяти (убивать), и судити. С таким бременем отправляться к Господу негоже. Принято у нас в старости и при сильной болезни принимать схиму, готовиться к встрече с Господом. Только молитва мне сейчас по силам. Грустко (тяжко) мне.

Великий князь прикрыл глаза. Было заметно, что наша беседа становилась ему очень тяжела.

— Како (как) сложилась дальнейшая судьба Руси? – приоткрыв глаза, с надеждой в голосе спросил Александр.

— Благодаря Вашему мудрому правлению и тем начинаниям, которые были заложены Вами и Вашими предками, почти через 120 лет Московский князь Дмитрий Иванович (Донской), совместной силой с другими князьями одолел на Куликовом поле войско хана – Мамая. После этой победы Русь крепла и развивалась, превратившись в сильное и мощное государство.

— Благодарю Тебя красавица. Теперь я спокоен, что мой долг перед Русью исполнен, и я могу спокойно уйти – сказал слабеющим голосом князь.

Позвав своих приближённых, он стал прощаться, благословляя и прося у всех прощения. Вокруг все плакали. Слеза скатилась из глаз Александра. Он ещё раз попросил причастить его. Сделав последний вздох, Александр скончался, отдав свою чистую душу Богу 14 ноября 6771года (1263г).

Слёзы ручьём полились из моих глаз. Я протёрла глаза и… осознала, что вновь сижу на скамейке, а передо мной завершается поединок воинов центра «Святогор».

После этого удивительного приключения я постаралась найти больше сведений о жизни, подвигах, служении Великого Александра и событиях в нашей истории связанных с его именем. Это чудеса, которые он являл после своей кончины, храмы, возведённые в его честь, история и величие ордена «Александра Невского». Ведь он наравне с Александром Македонским, Фёдором Ушаковым, Александром Суворовым не проиграл ни одной битвы!

«Бог прославил Своего угодника, который много потрудился, пологая жизнь свою за землю Русскую, за Новгород, за Псков, за все великое княжение и за веру православную» — сказано в Житие Александра Невского и я полностью с этим согласна.

Вероятно, каждый человек задумывался над жизнью великих людей, как они могут преодолевать трудности, совершать подвиги, жить во имя и во благо других? А это потому, что они верят. А вера это главное, без нее человеку не прожить достойно эту нелегкую жизнь.

Желаю Вам удачи, веры и все у вас получится!

Миржиевская Анастасия Сергеевна ,

Ученица 9 «А» класса г имназии №1 г.о. Жуковский,

Московская область

5

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту