Читайте сами, и всё пойдёт!

Х Всероссийский конкурс имени Владимира Мезенцева «Юные журналисты России».

Номинация — «Репортаж».

Участник – Алена Рожкина.

Читайте сами, и всё пойдёт!

В рамках форума «Книга и чтение в жизни горожан» сегодня прошла дискуссионная площадка «Книга и молодежь». Неравнодушные книголюбы собрались в Маяковке, чтобы поговорить о малочитающей молодёжи. «Есть ли проблема, и стоит ли её решать?» — вопрос, с которого началось заседание круглого стола. Для продуктивной работы и нахождения верного пути выхода из сложившегося положения были приглашены эксперты, работающие в разных сферах, но всё же имеющие отношение к литературе.

В начале встречи свою точку зрения высказала Алёна Лопатина, уполномоченный при губернаторе Курганской области по правам ребенка:

— Мы должны больше работать в области семейного чтения, чтобы в семье прививали любовь к книге с детства. Что касается форм чтения… Неважно, в каком виде молодёжь будет читать книги – печатном или электронном. Вот я, например, много читаю онлайн и ничего плохого в этом не вижу. Так что и проблема цен на приобретение книг несущественна.

Право говорить перешло к Андрею Вагину, известному блоггеру. Говоря о чтении, Андрей Михайлович привел личный пример: он воспитывает сына и дочь, которым прививает любовь к чтению.

Потом участники дискуссионной площадки выслушали начальника центра книги и чтения ЦДБ имени Н. Островского Любовь Шорину, которая подтвердила существование проблемы низкого интереса к чтению среди молодёжи статистикой.

— На вопрос для родителей «Читаете ли вы своему ребенку книги» только 6% ответили, что да. Исходя из этого, сложно говорить об отношении детей к чтению, когда родители не видят в этом смысла и не считают нужным. Ещё подростки часто ссылаются на отсутствие времени для чтения, с чем я не согласна. Если есть желание, то и есть время.

Затем слово предоставили Лилии Тильняк, студентке КГУ, телеведущей.

– В современном обществе большинство читателей просто перетекло в разряд потребителей информации. Книги превратились в контент, а читатели — в его потребителей. Его не читают, а просматривают, прослушивают, прокручивают, поверхностно знакомятся. Но книга не должна становиться контентом!

Студентка музыкального колледжа имени Д. Шостаковича, неоднократная победительница литературных конкурсов, автор сборника стихов Полина Ковалёва завершила экспертные выступления. Девушка сказала, что полностью согласна с мнениями своих коллег по круглому столу и добавила ещё один аспект проблемы – влияние сверстников:

— Гораздо интереснее общаться с людьми образованными и начитанными. Нужно советовать своим друзьям и знакомым какие-то произведения, чтобы создавать приятное окружение. Многие привычки формируются под влиянием компании, в том числе и чтение.

Когда все эксперты высказались, ведущий задал вопрос участникам «Какие проблемы, на ваш взгляд, возникают в среде молодежного чтения?». Работа шла в пяти группах, и каждая представила свое видение – всего появилось 13 проблемных тезисов.

Отсутствие пиара чтения в городской среде – об этом, пожалуй, говорилось больше всего. Нужна реклама, билборды (рекламные щиты), растяжки с цитатами из классики, с портретами писателей… Интересно, что участники дискуссии проблемным моментом посчитали и работу книжных магазинов. По их мнению, в магазинах мало книг, которые интересны молодёжи, и очень высокие цены. В ходе голосования за наиболее важные проблемы лидировал тезис «Родители не прививают детям любовь к чтению». Все начинается с семьи, уверены участники дискуссии. Но если эту проблему каждый решает для себя, то отмену внеклассного чтения в школах можно назвать общей бедой. Школьники и сами считают, что страдают от этого, предлагая не просто вернуть внеклассное чтение, а продлить его хотя бы до седьмого класса.

Озвучив проблемы, которые считают особо значимыми в молодежном чтении, ребята в течении пары минут создавали идеальный образ Кургана – читающего, необычного города. В Кургане будущего – большая библиотека, расположенная в парке. Кто-то читает книги на свежем воздухе, другим хочется поработать в современных и уютных читальных залах выросшей до целого здания Маяковки. По всему городу – баннеры социальной рекламы чтения, литературные кафе и арт-пространства , полки буккроссинга и, главное, все это востребовано людьми.

Помечтали… Далее каждый эксперт присоединился к одной из команд. После совместного, более глубокого размышления над выдвинутыми проблемами, каждый из экспертов помог своей команде составить примерный план действий, которые приведут к идеальной картине города.

Почти все еще раз повторились, как важно сделать социальную рекламу литературы в городе, рекламировать книжные новинки. Для реализации некоторых идей вообще не требуются материальные средства. Например, можно запускать флэшмобы в социальных сетях: рассказывать друзьям о прочитанных r нигах. Но реальное общение всегда важнее виртуального! Прозвучало предложение такого флэшмоба: по всему Зауралью читать одну книгу в определенный день, снимая на видео. Алена Лопатина посоветовала выбрать для акции такое произведение, которое нравится молодежи.

Александр Рухлов, поэт и преподаватель, предложил провести большой литературный фестиваль:

— На данный момент города, которые находятся рядом с нашим, очень развиты в плане литературы, а Екатеринбург является самым сильным. Во многом он становится литературной столицей, там много авторов, у некоторых из них даже появляются свои поэтические школы. Надо сотрудничать с другими городами – расширять литературный кругозор.

Одной из простых в реализации, но интересных идей стала организация буккроссинга в местах, где часто бывает молодежь: в автобусах, кафе, школах… В скором времени в школе №48 появится такая полка для обмена книгами: эту идею сразу подхватила и решила воплощать в жизнь одна из участниц дискуссии.

— То, что мы сделали, должно двигаться дальше. Не надо придумывать проекты, которые затем перестанут существовать. Все, что мы делаем, должно продолжаться, главное – не потерять смысл, — подытожил обсуждение Андрей Вагин.

Эксперты постарались донести мысль о том, что, решая любую глобальную проблему, нужно начинать с себя. Предлагать, реализовывать, менять, развивать… Алёна Лопатина, завершая дискуссию, добавила:

— Читайте сами, и всё пойдёт!

Алёна Рожкина,

Ученица 9 «В» класса МБОУ «СОШ №48» города Кургана

4

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту