Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«Чтобы не бояться, надо фантазировать, много писать, наблюдать и предлагать свои материалы и проекты»: Ирина Бессонова о любимых проектах и советах начинающим специалистам

Ирина Валентиновна Бессонова — телевизионный режиссёр руководитель курса «Основы телевизионной режиссуры» в Школе журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста, работала на ВГТРК, РБК, телекомпании «МИР» и в студии «Живи». В интервью она дала советы для создания собственных телепроектов, а также поделилась своими любимыми работами.

Ирина Бессонова в Английском зале Центрального Дома журналиста
© Маргарита Лукманова/ Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

На что в первую очередь нужно обращать внимание телевизионным режиссерам при создании телепроектов и программ?

— В первую очередь я обращаю внимание на то, чтобы этот проект был интересен не только автору и режиссёру, но и зрителю. Часто идея автора может не отозваться в сердцах зрителей. Именно поэтому сначала создается пилотный выпуск, чтобы посмотреть на зрительский отклик.

— Как правильно подойти к созданию собственного телепроекта? Как не бояться провала?

— Как только вы приходите в коллектив телерадиокомпании, на время о своих проектах можно забыть сразу. Начинающие специалисты, даже с высшим образованием, как правило, не способны сразу создать телевизионный продукт, который будет востребован и зрителем, и руководством. Поэтому новичок сначала «обтирается» внутри коллектива и работает над уже существующими программами, тем самым набирается опыта. Потом приходит время и собственного проекта.  

О своих проектах лучше заявлять на периферии, в региональных компаниях. Там руководство заинтересовано в разнообразии сетки вещания и более благосклонно к молодым авторам. А чтобы не бояться, надо фантазировать, много писать, наблюдать и предлагать свои материалы и проекты. Работа сама о себе не заявит. Пишите чаще, пишите больше, придумывайте невероятное, снимайте. Сфокусируйтесь на той теме, которая вам ближе. Изучите её со всех сторон. Проявляйтесь! Не следует бояться провала. Провал — это ваш опыт. Относитесь к нему, как к наставнику. Нет ни одного человека на земле, кто не потерпел бы фиаско в начале своего творческого пути. Не стоит забывать о различных журналистских конкурсах и фестивалях, где можно заявить о себе. Подавайте заявки и участвуйте! Это хороший опыт. Бойтесь и действуйте! Только так можно создать свой проект.

— Расскажите о ваших любимых проектах, в которых вы принимали участие.

— Таких проектов у меня очень много. Каждый проект — мой собственный этап биографии, в котором я «взрослела» как режиссер. Все они шли циклами, по несколько лет подряд. Каждую неделю в эфире. Молодежная программа «Ты и другие», «Наш город» — городская «скорая помощь», как ее называю, общественно-политическая программа «Поворот», «Энергия» о шельфовых проектах области, «Картинки из глубинки». Программа «Характер» — телевизионные портретные очерки. Героями этой передачи были учителя и рыбаки, капитан дальнего плавания, юристы и предприниматели, люди власти и простые труженики села. Примечательно, что с интересными людьми области беседовали два журналиста, две девушки. Вдвоём они писали и сценарий.  В то время на телевидении еще не был распространен двойной «конферанс» в интервью. Помню даже серьезный разговор с руководством на пилотном выпуске. Но авторы свою идею отстояли.

Не могу не вспомнить наш самый сильный международный проект — прямой телемост «Южно-Сахалинск — Сеул». Тема была животрепещущая — разрозненные семьи корейцев. Дело в том, что на Сахалине проживает большая диаспора корейцев, которые оказались на острове в сороковых годах прошлого века. Родственники сахалинских корейцев волею судеб проживали в основном в Южной Корее и наше руководство решило устроить их встречу при помощи телевидения. И это при том, что на момент подготовки телемоста, в 1989 году у Советского Союза не было дипломатических отношений с Южной Кореей. Нашему генеральному директору Валерию Беляеву пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить руководство Гостелерадио СССР разрешить проведение этого телемоста.  И вот второго января 1991 года телемост состоялся. Я была первым режиссёром в стране, который четыре часа вел прямую трансляцию с телекомпанией KBS. Это было волнующее событие. Было много слез, узнаваний, воспоминаний. Впервые за сорок лет родственники встретились посредством экрана. Это сегодня для нас обычное явление — видеосвязь в телефоне. А в начале 90-х это было сенсационным прорывом и значимой вехой в истории российского телевидения.

Позже из четырехчасового материала мы смонтировали часовую программу, которую на Центральном телевидении с высокой оценкой нашей работы представил известный журналист-международник Владимир Цветов. Телемост «Южно-Сахалинск — Сеул» оказался очень действенным. Через несколько месяцев были установлены международные отношения между СССР и Республикой Корея. А еще через пару месяцев был запущен регулярный авиарейс Южно-Сахалинск-Сеул, что позволило корейским семьям посещать друг друга. Я очень горжусь тем, что была причастна к этому событию.

 — Сможет ли искусственный интеллект заметить или упростить что-то в вашей профессии?

— Искусственный интеллект существует в мире давно. Сегодня он вплотную приблизился и к нашей профессии. Есть уже программы на ТВ, где частично используется Нейросеть. Как элемент зрелищности, захвата внимания, оформления визуального и звукового ряда уже вполне справляется. Но искусственным интеллектом пока управляет человек. Что будет дальше, не могу и не берусь прогнозировать. Но считаю, что природную пытливость и любопытство журналиста, стремление быть объективным, честным, мыслящим, думающим в интересах людей и общества, способность человека в нашей профессии помогать, сопереживать, любить и ненавидеть не заменит никакой другой интеллект.

42

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту