Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Эволюция медиа: кто стоит за контентом или публицист говорящий

Что такое качественная публицистика, и как этот жанр коррелирует с блогингом? Об этом мы побеседовали с креативным директором, маркетологом, копирайтером, контент-мейкером и преподавателем нашей школы – Александром Салангиным.

Картинка: журналистика

Сейчас в интернете огромное множествоблогеровдает оценкупроисходящим событиям. Можно ли отнести это к публицистике?

– Фактически блогеры начали чувствовать себя успешными конкурентами современных публицистов,журналистов, потому что их ниша охватывает по сути всё.Кто такой блогер?Это творец контента. Современное понятие  медийности не исчерпывается понятием «публицист». Многих из тех, кто в наше время так называют себя – ранее можно было назвать писателями,беллетристами или публицистами.Писатели и поэты сначала стали блогерами, а потом они стали создателями видеоконтента, потому что теперь публицистика — это не только текст. Это, естественно, картинка, а буквально последние два года – это ещё и видео. То есть, люди сами по себе становятся контентом. Я не просто пишу, не просто сочиняю, я ещё и стою в кадре,я хочу чтобы меня видели, слышали и знали как я живу, дышу, двигаюсь. Люди рассказывают себя, как историю – это публицистика. Меняется статус человека, который вышел в медипространство и перестал быть только писателем. Он становится медиаконтентом. У меня даже есть один интересный термин, который я сам придумал – «mediacrush» («медиакраш»). Этот термин выражает понятие о  медийной личности, которая влюбляет в себя.

Оператор

Какими профессиональными качествами должен обладать mediacrush, чтобы его можно было назвать настоящим публицистом,создающим качественный контент?

– Самыми непотопляемыми будут те, кто будут совмещать в себе максимум – это и копирайтер, и журналист, и публицист. А также писатель, фотограф, видеограф, монтажер, графический дизайнер, и, в том числе, он должен уметь себя хорошо подать – быть артистичным, уметь хорошо говорить. Для этого необходимо владеть риторикой и техникой речи.

Обязательно ли получать высшее образование для развития всех этих навыков или можно научится всему самостоятельно?

– В крайней степени желательно. Конечно же, высшее образование – это необходимое подспорье, поскольку оно учит мыслить. Не освоив науку мысли, невозможно ничего объяснить себе. Чтобы объяснить себе, нужно анализировать себя. Высшее образование даёт именно это. Оно – мощный устроитель сознания, который делает человека взрослой мыслящей личностью. Есть уникальные случаи, когда человек без высшего образования обладает изначально природными данными для того, чтобы стать успешным mediacrush. Этому можно научиться, но этому лучше учиться.

Картинка весы

Блогеры соблюдаютжурналистскую этику, на ваш взгляд?

– Я понимаю, о чем вы говорите. Этика — это то, что является сдерживающим фактором, для того чтобы дров не наломать. Конечно же, журналистика, в отличие от писательства, в ряде форматов предполагает отстраненность — автор должен полностью исчезнуть из новости, его там не должно быть. Но я не уверен в том, что это будет актуально, потому что личное отношение всё чаще прорывается через формат. В этом плане журналистика сейчас будет претерпевать мощные трансформации. Всё чаще формат новостей мутирует, становится своего рода пограничным – допускаются личные реплики. Сейчас очень часто это можно наблюдать в  новостных пабликах Telegram. Сначала – новость, а потом ироничная добивка – личная фраза, которая показывает нам автора новости. Но не стоит выпячивать свое я слишком сильно. Нужно быть беспристрастным наблюдателем — это тоже часть журналистской этики, как этично  говорить правду и никогда не говорить лжи. Всё чаще контент мейкеры отходят от этого в самых разных форматах. То, что было хорошо для репортажа, раньше было плохо для новостей. Сейчас и там и там нужен человек, который будет говорить – ты не просто диктор, а автор этих новостей. Здесь неизбежно зарождение личного начала, которое требует того, чтобы человек, который говорит имел свою историю. Если нет истории, в свет выходит обезличенная новость, и так теряется суть истинного публициста писателя…творца.

Скорее творца. Какое определение можно дать понятию «современная публицистика«?

– Существуют уважаемые издания, в которых работают публицисты, которым нет равных. Какой процент этих публицистов находится в фокусе всеобщего внимания? Если это топовое издание, если это личности с именем и историей, они будут продолжать делать то, что они всегда делали, и их ,конечно, будут читать. Сейчас усиливается интерес к тем, кто выражает свои творческие идеи в разных форматах. Все средства хороши(только законные, конечно) для того, чтобы влюблять людей в свой контент. Это и есть mediacrush. А раньше здесь безраздельно властвовали публицисты.

Значит, изложение фактов останется только в периодических изданияхЛюди стали читать меньше?

– Изложение фактов всегда будет востребованно. Существуют новостные агрегаторы, где новость подают абсолютно без аналитики — одним лидом. Например, Telegram-канал «Раньше всех. Ну почти». Очень популярен. Он состоит только из одних заголовков.Это — нерасшифрованный телетайп. Максимально нейтрально, максимально кратко. Перечисление фактов, совершенно очевидно, не очень ангажированного агрегатора. Но такими не могут быть все. Этот формат будет, но не думаю, что его будет много. Всем будет интересно нечто еще.

В чем может быть выражено нечто еще?

– В креативной подаче.

Как вы думаете, что предпочтут читатели в будущем: аналитическую журналистику или публицистику  mediacrush?

– Аналитика должна иметь лицо. Автор текста — это лицо издания. Своей способностью анализировать события, которые происходили до  и предвидеть то, что произойдет после. Это очень ценное искусство. Им владеют немногие. Мы читаем человека и его супер способности. Здесь важно отметить одну тонкость — у меня есть любимые авторы, которых я читаю, но при этом мне сложно слушать их стримы и подкасты. Они, являясь, буквально, золотым пером, обладающие удивительным слогом письма, в формате стрима проявляют себя не столь  же виртуозно. Возникает желание, конечно, чтобы автор и говорил так же хорошо. В любом случае, важно учится хорошо говорить, хорошо выглядеть, хорошо держаться и снимать себя так, чтобы это выглядело идеально.

В этом проявляется харизма

– Мы сейчас говорим об универсальных людях. Потому что сейчас очень многие вышли в эфир. Здесь начнется, конечно, естесственный отбор. Обладая двумя скиллами вместо десяти, они пойдут в обвал.

С чего следует начать обучение искусству публициста помимо риторики и техники речи?

– Больше писать. Примерять на себя много самых разных стилей. Я изобрел «пирамиду форматов». Все форматы в ней располагаются в последовательности от самых простых к самым сложным. Она содержит концепцию, выраженную иерархически, разрабатывая которую,я исходил из личного опыта. Смысл в том, что используя эту пирамиду, зачастую начинающие авторы приходят к выводу, что они умеют делать то, что очень сложно, но не умеют того, что легко. Естественно, это мотивирует продолжать работать и также повышает творческую самооценку, что несомненно представляет большую важность для ученика. Пишущий — это человек слова. Человек слова должен уметь писать все:от контекстных объявлений для SEO, до манифестов бренда, сочинения мемов и сочинения слоганов. На середине этой пирамиды находится основная часть тех форматов, которые важны для будущих публицистов. Самый сложный формат — это заголовок. Нужно обладать очень многими умениями для того, чтобы написать хороший заголовок. Когда человек понимает, что ему дается легко, а что нет, он проходит все форматы и начинает владеть ими всеми. Чтобы этому научиться не нужно много времени, но нужно постоянно практиковаться.

Какую литературу лучше читать, чтобы научится хорошо писать во всех жанрах?

– Я всю жизнь читал русскую художественную литературу XIX века. Лично для меня этого было всегда достаточно. Многие советуют к прочтению «Пиши,сокращай». В этой книге выхолащивается мысль – в ней учат писать кратко и по делу, но не учат мыслить творчески. Наша страна далеко продвинулась в области литературы в  XIX веке ,мы —  литературоцентричная нация. Сейчас это прошито уже в наши плоть, кровь и сознание, поэтому я считаю, что нам по силам научиться за короткий срок писать на уровне Достоевского и Горького, чтобы пойти дальше и сделать гораздо большее.

То есть важно учиться чувствовать слово, чувствовать язык?

– Да, верно.

10

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту