Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Фотографы на страже экологии: репортаж с фестиваля дикой природы Golden Turtle

В этом году в Москве в Новой Третьяковке прошел первый в мире интерактивный фестиваль дикой природы «Golden Turtle 2021». Экспозиция проводилась с 24 сентября по 31 октября. Москвичи и гости столицы смогли увидеть работы лучших фотографов со всего мира. Авторами оригинальных кадров стали участники международного фотоконкурса дикой природы «Golden Turtle 2021». 

Фестиваль «Золотая черепаха» — это не только возможность погрузиться в опасный, и в то же время загадочный мир дикой природы, но и шанс хотя бы отчасти понять, каких усилий стоят фотографам и журналистам их смелые кадры. Корреспондент Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме Журналиста посетил фотовыставку на Крымском валу в последние дни ее работы.

(https://www.wnfest.ru/mobile/)

Настраиваться на культурную волну я начал еще по дороге к залам Новой Третьяковки. Пройдя все антиковидные процедуры, я прохожу на территорию парка искусств «Музеон». Уже здесь начинается первое знакомство с шедеврами главной галереи страны. Сразу обращают на себя внимание таблички с именами известных советских скульпторов, таких как Вера Мухина и Евгений Вучетич. Их работы еще в прошлом веке были выставлены на постоянную экспозицию в парковой зоне, органично прилегающей к самому зданию галереи.

(http://www.mochaloff.ru/muzeon/

Когда я наконец оказываюсь в холле Третьяковской галереи, остается подняться всего несколько этажей. Меня встречает дружелюбная хостес — милая девушка с символикой фестиваля. Дизайн выставки несколько удивляет, ведь даже самый неискушенный посетитель с первых минут замечает яркий контраст между интерьером самой галереи, который выполнен в типично советском стиле и очень напоминает МХАТ им. Горького, и современным технологичным дизайном фото-феста. 

Однако, пройдя по коридору чуть дальше и немного привыкнув к стилю фестиваля, внутренний диссонанс постепенно пропадает. Точнее, он заглушается особыми звуками, наполняющими пространство выставки. Дело в том, что организаторы фестиваля позаботились о том, чтобы зритель начинал свое знакомство с «Золотой черепахой» не совсем привычно: начинается все не с осмотра выставки, а с ее слушания. Космические звуки музыки первое время напоминают саундтреки популярной в 90-е годы группы «Enigma». Но уже через несколько минут я замечаю, как с таинственной мелодией перекликаются тонкие нотки шотландской волынки. 

(«Зев дракона», Елена Пахалюк)

Первая остановка — работа русского фотографа Елены Пахалюк с интригующим названием «Зев дракона». В  этом году она стала фаворитом в номинации «Пейзаж». Ее первообраз расположен в горах Казахстана, где, если верить народным преданиям, раньше обитали драконы. Картина как будто приглашает приобщиться к древней силе степных гор. Чувствуется, как энергия только что пробудившегося вулкана начинает пульсировать в его собственном теле.

«Вот-вот все взорвется, — слышатся слова увлеченной женщины в зеленом свитшоте, которая тоже не в силах отвести взгляд от картины, — Как же мучительно смотреть на нее, ожидать, что вот-вот горы вспыхнут пламенем, но и понимать, что это никогда не произойдет». Именно в такую минуту напряженного ожидания особенно ярко ощущается сила и красота мироздания.

(«Октябрьский туман», Чаба Дароци)

Следующая работа, собравшая вокруг себя множество испытывающих и любопытных взглядов, принадлежит венгерскому фотографу Чаба Дароци. Его «Октябрьский туман», сочетающий в себе молочно белый и оранжевый оттенки, как будто зовет вместе с ним раствориться в бескрайнем тумане, разлитом по европейскому лесу. Реакция рядом стоящих посетителей была однозначна: «Туман» Дароци — точно глоток свежего воздуха, возможность сбежать от повседневной суеты. 

— Нам всем так не хватает этого покоя, – метко подметил мужчина в алом шарфе, очень похожий на художника. 

Смелая игра контрастов делает фотографию настоящим произведением искусства, ни в чем не уступающем полотнам русских пейзажистов-передвижников. 

(«Орлиный глаз», Лалит Эканаявке)

Отдельным феноменом выставки для меня стали глаза, глубина которых потрясает даже больше, чем фото бескрайних пустынь Австралии. Именно на картине «Орлиный глаз» Лалита Эканаявке есть этот взгляд, который смотрит и прямо на тебя, и сквозь одновременно.

В максимально пестрой палитре изображений привлекает работа фотографа из Индии Аркапарвы Гоша, которому посчастливилось запечатлеть тропическую змею в момент перед ее нападением. Хладнокровный и безжалостный взгляд его «Зеленой Бойги» (порода змеи) заставляет зрителя на миг и правда поверить, что именно он вот-вот станет новой жертвой голодного змея. 

(https://ekzopit.ru/reptilii/zmeya-zelenaya-bojga.html)

Помимо классических фото дикой природы здесь также представлены «планетарные» работы, которые уносят своих зрителей далеко за пределы земного измерения. Так, «Микрокосмос» Николая Степаненко — тот уникальный случай, когда микромир становится подобием космического пространства. Застывшие в толще болотного озера молекулы воды приобретают форму ледяных гигантов, испещренных множеством кратеров и хаотично разбросанных по галактике. 

(«Микрокосмос», Николай Степаненко)

Удивительно наблюдать, как мельчайшие детали природы повторяют очертания самых крупных материй Вселенной. Невольно делаю вывод, что природа на самом деле создает свои шедевры по единому закону. Работа примечательна еще тем, что обычное озеро, пройдя сквозь призму фотографа, становится не просто изображением, а проводником в область философских размышлений. 

(«Линии на карте», Жасинту Поликарпу)

Точно такие же ощущения возникают от картины португальского фотографа Жасинту Поликарпу. Его «Линии на карте» поразительно схожи с кровеносными сосудами на жилистой руке. И только стая фламинго напоминает о том, что изображена на самом деле речная долина. Отсюда одна из главных задач фестиваля — донести людям идею человеческого единства с природой. 

(http://www.advertology.ru/article147615.htm)

4

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту