Инклюзивное образование, или как решить проблему дискриминации по способностям

Исторически система образования возникла очень давно. Изначально она была недоступна многим слоям общества. С течением времени все больше и больше людей получили возможность получать образование. Несмотря на это, даже в наше время некоторые люди не могут получить хорошего образования. К ним относятся люди с ограниченными возможностями. С истема образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям . В результате нередко получается, что люди с ОВЗ, способные к получению знаний, не могут получить хорошее образование в связи с н ехваткой квалифицированных педагогов в коррекционных учреждениях .

Не стоит забывать, что люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) тоже имеют право на получение знаний , на развитие собственной личности и, несомненно, на общение с другими людьми . Люди с ОВЗ , как и все другие, хотят хор ошего отношения к себе и  уважения . Поэтому ограничивать их в получении образования нельзя! Система, в которой люди с ограниченными возможностями обучаются отдельно, облегчает остальному социуму жизнь, но лишает(!) этой жизни людей с ОВЗ. Одним из самых разумных путей решения данной проблемы является частичное введение инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что люди с ОВЗ в современном обществе могут быть вовлечены в социум . Введение такой системы должно быть частичным, так как люди с психическими заболеваниями и умственными ограничениями, скорее всего, не смогут учиться со здоровыми людьми, так как нанесут им вред. Люди с физическими ограниченными возможностями , а также люди страдающие аутизмом, на против, способны учиться с обычными людьми. Данный метод имеет и плюсы , и минусы.

С одной стороны, это новый и весьма гуманный подход к ОВЗ. В этом случае исключается дискриминация детей, и обеспечивается отношение ко всем людям как к равным. Человек с ОВЗ социализируется в р езультате интеграции в общество, получает более качественное образование по сравнению с коррекционнами учреждениями. Более того, у остальных людей формируется толерантность, милосердие и взаимоуважение.

С другой стороны, осуществление данного плана в полной мере практически невозможно, так как оно связано с изменениями на нравственном уровне. Иначе говоря, каждый человек должен изменить свои взгляды и отношение к людям с ОВЗ. Педагогам следует выполнять несколько важных правил:

  • Включать детей с ОВЗ в те же занятия , что и всех остальных, хотя ставить другие задачи;
  • Вовлекать учеников в групповые формы работы и групповые решения задач;
  • Использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.
  • Относиться так же, как и к другим ученикам.

Тем самым, роль учителя немного изменяется. Уже на первых этапах ра звития инклюзивного образования встает проблема неготовности учите лей к работе с детьми с особыми потребностями, обнаружива ется недостаток профессиональной компетенции учителей к работе в инклюзивной сфере, наличие психологических преград (проффесиональной неуверенности, страха перед неизвестным, нежелании изменить свои порядки и т. д.)

Более того, школа как социальный институт ориентирована на детей с нормальной успеваемостью и способностью к восприятию. Таким образом, инклюзия может замедлить и усложнить обучение остальных детей.

Можно столкнуться с такой проблемой, как недостаток материально-технического оснащения образовательных учреждений под нужды детей с ОВЗ. Иначе говоря, потребуются немалые материальные затраты.

Это плюсы и минусы введения инклюзивного образования. Несмотря на то, что минусов все-таки немало, я считаю, что этот подход выиграшный. Проблемы с некомпетентностью педагогов решаемы. Спустя какое-то время, люди изменят свое отношение к людям с ограниченными возможностями. Самым главным является нравственно е изменение людей, помощь и, конечно, развитие.

Екатерина Старовойт, гимназия 1569, 9 класс, г. Москва

6

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту