Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Инклюзивное образование, или как решить проблему дискриминации по способностям

Исторически система образования возникла очень давно. Изначально она была недоступна многим слоям общества. С течением времени все больше и больше людей получили возможность получать образование. Несмотря на это, даже в наше время некоторые люди не могут получить хорошего образования. К ним относятся люди с ограниченными возможностями. С истема образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям . В результате нередко получается, что люди с ОВЗ, способные к получению знаний, не могут получить хорошее образование в связи с н ехваткой квалифицированных педагогов в коррекционных учреждениях .

Не стоит забывать, что люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) тоже имеют право на получение знаний , на развитие собственной личности и, несомненно, на общение с другими людьми . Люди с ОВЗ , как и все другие, хотят хор ошего отношения к себе и  уважения . Поэтому ограничивать их в получении образования нельзя! Система, в которой люди с ограниченными возможностями обучаются отдельно, облегчает остальному социуму жизнь, но лишает(!) этой жизни людей с ОВЗ. Одним из самых разумных путей решения данной проблемы является частичное введение инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что люди с ОВЗ в современном обществе могут быть вовлечены в социум . Введение такой системы должно быть частичным, так как люди с психическими заболеваниями и умственными ограничениями, скорее всего, не смогут учиться со здоровыми людьми, так как нанесут им вред. Люди с физическими ограниченными возможностями , а также люди страдающие аутизмом, на против, способны учиться с обычными людьми. Данный метод имеет и плюсы , и минусы.

С одной стороны, это новый и весьма гуманный подход к ОВЗ. В этом случае исключается дискриминация детей, и обеспечивается отношение ко всем людям как к равным. Человек с ОВЗ социализируется в р езультате интеграции в общество, получает более качественное образование по сравнению с коррекционнами учреждениями. Более того, у остальных людей формируется толерантность, милосердие и взаимоуважение.

С другой стороны, осуществление данного плана в полной мере практически невозможно, так как оно связано с изменениями на нравственном уровне. Иначе говоря, каждый человек должен изменить свои взгляды и отношение к людям с ОВЗ. Педагогам следует выполнять несколько важных правил:

  • Включать детей с ОВЗ в те же занятия , что и всех остальных, хотя ставить другие задачи;
  • Вовлекать учеников в групповые формы работы и групповые решения задач;
  • Использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.
  • Относиться так же, как и к другим ученикам.

Тем самым, роль учителя немного изменяется. Уже на первых этапах ра звития инклюзивного образования встает проблема неготовности учите лей к работе с детьми с особыми потребностями, обнаружива ется недостаток профессиональной компетенции учителей к работе в инклюзивной сфере, наличие психологических преград (проффесиональной неуверенности, страха перед неизвестным, нежелании изменить свои порядки и т. д.)

Более того, школа как социальный институт ориентирована на детей с нормальной успеваемостью и способностью к восприятию. Таким образом, инклюзия может замедлить и усложнить обучение остальных детей.

Можно столкнуться с такой проблемой, как недостаток материально-технического оснащения образовательных учреждений под нужды детей с ОВЗ. Иначе говоря, потребуются немалые материальные затраты.

Это плюсы и минусы введения инклюзивного образования. Несмотря на то, что минусов все-таки немало, я считаю, что этот подход выиграшный. Проблемы с некомпетентностью педагогов решаемы. Спустя какое-то время, люди изменят свое отношение к людям с ограниченными возможностями. Самым главным является нравственно е изменение людей, помощь и, конечно, развитие.

Екатерина Старовойт, гимназия 1569, 9 класс, г. Москва

2

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту