«Кажется, что если издание молодёжное, то будет легко, но это вообще не так. Тут ещё сложнее»

Редакция журнала «theGirl
Редакция журнала «theGirl». Фото из архива

Команда журнала «theGirl»: Даша Петухова — корейский редактор, редактор рубрики «бьюти» Маша Кузина, главный редактор Лена Бугай, заместитель главного редактора, ведущая корейского подкаста «It’s All*K» Катя Васильченко, SMM-редактор Полина Ларионова, Настя Ануфриева — фэшн-редактор, Полина Морозова — младший SMM-редактор и турецкий редактор Даша Щеболева — в интервью для сайта Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста рассказали о своей работе в глянцевом издании. 

— Можете рассказать, как вы поняли, что хотите заниматься именно журналистикой? 

Лена Бугай — главный редактор: У меня всё просто. Я росла с мыслью, что я буду журналистом, то есть у меня даже не было других вариантов. Было недолго желание пойти в театральный, но мама сказала, что если я выбираю между театральным и журфаком, то лучше всё-таки идти на журфак. 

— Вы сразу поняли, что хотите работать в женском глянце? 

Лена Бугай: Нет, я не планировала писать на женскую тематику, собиралась идти в социальную рекламу, но быстро поняла, что за это денег не платят, а мне нужно было снимать квартиру и что-то есть. Поэтому я устроилась работать корреспондентом в «Вечернюю Москву» в отдел новостей, но поняла, что корреспондент из меня никакой. Оказалось, что для работы там нужен особый склад характера. То есть работа корреспондента — это подойти, задать вопрос плачущим матерям, а это вообще не моя история, у меня в таких ситуациях у самой слёзы на глаза наворачиваются. Помню, что даже звонила своей начальнице, говорила, что у меня нервный срыв, что я стою и рыдаю. 

Тогда в «Вечерке» меня переквалифицировали, я стала вести тематическую полосу о природе. Потом ушла в журнал, который писал про психологию. Но, как и в любой другой работе это бывает, почувствовала, что на этом месте я никак не развиваюсь. Поэтому так вышло, что я устроилась в «Women’s Health», где поняла, что женский глянец — это не так плохо, как мне казалось. 

А в «ELLE Girl» мне изначально просто понравилась концепция, что журнал уникальный, прикольный. Он подростковый, но можно обсуждать серьёзные вещи: любовь, карьеру, планы на жизнь. И фишка в том, что серьёзные, взрослые издания тоже говорят на все эти темы, но очень серьёзным, пафосным языком. А здесь можно было говорить то же самое, но на нормальном русском разговорном, так, чтобы люди тебя легко поняли. И при этом при всём ещё и приносить какую-то пользу. 

Даша Щеболева: Я пришла на сайт «ELLE Girl» в 2021 году. Всегда хотела работать именно в глянце, куда, понятное дело, попасть сложно. Ещё во времена студенчества я отправляла свою заявку на стажировку в «ELLE Girl», но меня не взяли. 

Вообще, после вуза я должна была пойти работать на «Russia Today», но, когда меня пригласили сюда, то, конечно, я пошла в «ELLE Girl». Тут выбор был очевиден. 

Полина Морозова: Я весь свой подростковый период покупала журналы «ELLE Girl». Даже сейчас помню, как начинался выпуск с Коулом Спроусом на обложке. Поэтому могу сказать, что у меня всегда была мечта работать в редакции тогда еще «ELLE Girl», сейчас уже «theGirl». И вот так, шаг за шагом, я пришла сюда. Но в моём случае большую роль сыграла стажировка, на которой мне очень помогла Даша Щеболева, у которой я стажировалась. 

— Многие из вас попали в издательство именно после прохождения стажировки. Можете раскрыть секрет, как попасть на стажировку в «theGirl»? 

Лена Бугай: Главное не отправлять письмо мне. (смеется) Просто у нас на сайте есть целая статья о стажировке в «theGirl», поэтому нужно пройти первый этап: найти статью и понять, кому и что нужно писать. 

Даша Щеболева: На самом деле, если отправить письмо по нужному адресу, то мы отвечаем всем. Но часто мне, например, не присылают тестовые задания в срок или присылают невычитанные тексты. Делают ошибки даже в именах героев, о которых пишут. Наверное, люди просто не готовы работать. Кажется, что если издание молодёжное, то будет легко, но это вообще не так. Тут еще сложнее. 

Даша Петухова: Хочу добавить, что важно не только попасть на стажировку, но и пройти её. Помню, я писала свой самый первый материал и считала, что он просто идеальный. А потом к этой статье получила столько критики, что сидела в полнейшем шоке. Вообще, я стажировалась полгода, но потом ушла из-за напряга с учебой. После этого я перечитала свой самый первый текст и была в шоке, как с такой работой Лена — главный редактор вообще дала мне шанс. Поэтому не нужно думать, что всё получится с первого раза. 

— Вы говорили о том, что у некоторых из вас изначально были предубеждения по поводу работы в женском глянце. Расскажите об этом поподробнее. 

Лена Бугай: Мне кажется, что с этим сталкивалась не только я, мои коллеги тоже. Особенно это заметно на примере тех же стажеров. Есть те, кто думают, что работать у нас — это то же самое, что и вести блог, но это вообще не так. 

На самом деле здесь работа серьёзная, тяжёлая. И когда ты в это погружаешься, то понимаешь, что глянцевая журналистика — это вообще-то тоже журналистика. Даже когда пишешь что-то развлекательное, то все равно генеришь идеи, креативишь, пытаешься написать материал так, чтобы читали его именно у тебя, а не у других. 

Даша Щеболева: На самом деле в глубине души у меня тоже было представление, что здесь в любом случае будет легче работать, чем заниматься новостями политики на «Russia Today». Но, когда я устроилась сюда, то сразу поняла, что работать в глянце очень сложно. В первые полгода я думала, что уйду, что моя жизнь закончилась. Но сейчас я стала работать в разы быстрее, поэтому мне уходить вообще не хочется. Здесь комфортный коллектив и хорошие условия, я себя чувствую тут как дома, работаю без внутреннего напряжения. Это даже приносит удовольствие (смеется). 

— В 2023 году журнал «ELLE Girl» был закрыт и открылся «theGirl». Можете рассказать, изменилась ли концепция издания после переименования? 

Лена Бугай:  Это было не просто переименование, а официальное закрытие «ELLE Girl», после чего мы открыли «The Girl». Его запускала та же редакция, которая работала над «ELLE Girl», но это совершенно новый бренд. 

От «ELLE Girl» мы взяли «молодёжность», «подростковость», открытость, любовь к трендам. Но сейчас у нас своя концепция: мы работаем далеко не только на подростковую аудиторию, у нас нет никаких возрастных ограничений, поэтому мы имеем возможность брать более широкие темы. Я люблю шутить, что «theGirl» — это журнал для аудитории от 12 до 112 лет. 

У нас, например, был спецвыпуск подкаста с Катей Клэп, в котором мы обсуждали, в каком возрасте не стыдно слушать K-pop. После этого разговора мы получили очень много комментариев как от девочек 16 –18 лет, так и от женщин 65+. Ещё в разделе «бьюти» выходила серия статей «без морщин». В «ELLE Girl» такой серии вообще не могло бы быть. Потому что, ну какие у подростков морщины? Также мы запустили несколько новых рубрик. Например: «Культурный код», где мы можем писать про авторское кино, говорить на более взрослую аудиторию про что-то более глубокое.

— У «theGirl» как и у «ELLE Girl» очень узнаваемая подача материала. Можете рассказать об этом? 

Елена Бугай: Мы — «theGirl», поэтому пишем расслабленно, на разговорном русском, со сленгом. Наша подача должна быть лёгкой, как будто с подружкой на кухне болтаешь. Когда мы подключаем экспертов, то, конечно, материал получается не совсем про хиханьки-хаханьки, но при этом всё равно читать нас должно быть легко. 

Я категорически против инфостиля в «theGirl», потому что сейчас любой искусственный интеллект примерно так и пишет. Я за то, чтобы у издания был свой голос. Но, конечно, есть журналы, которые позиционируют себя как объективные, например, новостные, экономические. Я сама работала и в деловом издательстве, и в «theGirl», поэтому могу сказать, что журналисту всегда нужно уметь перестраиваться, подстраиваться под стиль издания. Но если человек имеет богатый читательский опыт, следит за разными журналами, то он легко сможет это сделать. 

— «theGirl» публикует материал не только на сайте, но и в социальных сетях. Расскажите немного про разницу в контенте, который вы размещаете на своих площадках.

Лена Бугай: У нас есть несколько основных соцсетей — это Telegram и Вконтакте, где мы пишем о том, что заходит именно в социальных сетях. Мы не пытаемся смэтчиться. Да, мы едины по духу, по подаче и стилистике, но при этом есть разделения на разные социальные сети и сайт. 

Например, на сайте мы публикуем только самые масштабные вещи и только когда мы уверены, что они будут интересны, что их будут гуглить. 

А в соцсетях размещаем все то, что будет интересно подписчикам. У каждой площадки есть какое-то общее ядро. Поэтому если человек сидит в соцсетях, то он может читать нас там.

Подытоживая, главные отличия — форматы подачи материала и сами темы, о которых мы пишем.

Полина Морозова: Но и среди контента для соцсетей есть различия. На разные площадки заходит разная аудитория, поэтому мы сразу понимаем, что какие-то темы будут более популярны в Telegram, а какие-то во Вконтакте. Но иногда бывает и так, что выстреливают очень неожиданные тексты. Это всегда очень удивляет.

— Несмотря на то, что издание нацелено на широкую аудиторию, «theGirl» все равно имеет молодёжную направленность. Можете рассказать, как в таком случае, вам удается угадывать, что будет актуально для молодёжи именно сейчас? Кто генерирует идеи? 

Лена Бугай: Тут всё просто. Что в подростках самое крутое? То, что они всегда открыты новому, им все и всегда интересно. Поэтому мы ищем всегда всё самое новое и интересное, а идеи генерим всей командой. 

Креативность вообще, наверное, самое главное для нас. Без наших креативных идей «theGirl» просто не будет «theGirl».  

Полина Ларионова: Да, мы всей командой постоянно следим за соцсетями, что и где сейчас вирусится. Важно не отставать от повестки. И чему-то трендовому придавать свою обёртку. 

— Вы упомянули основные задачи, которые стоят перед редакторами. Можете рассказать поподробнее про разделение обязанностей в вашей команде? Кто чем занимается? 

Лена Бугай: Изначально на мне была концепция издания. Когда мы только запускались, я придумывала, чем будет «theGirl», как это будет выглядеть. Плюс, у нас нет ни арт-директора, ни дизайнеров, поэтому я каждый год обновляю гайд по визуальному оформлению сайта. То есть все эти картинки, которые есть на сайте, их делают сами редакторы. 

Помимо этого, я готовлюсь к планёрке, готовлю темы. Какие-то из них просто предлагаю, какие-то навязываю (смеётся). 

И заполняю контент-план, конечно. Когда я занята, этим занимается заместитель главного редактора — Катя. Ещё я слежу за статистикой, у нас есть определённые показатели, которых мы должны достичь в неделю, месяц, полгода, год. Я слежу за тем, чтобы мы их выполняли. Потому что любое издание — это в первую очередь бизнес, а бизнес должен приносить деньги. Поэтому я несу ответственность и за эту часть работы. Плюс, конечно, разные административные и прочие задачи. Вообще, можно сказать, что главред — это такая мама-папа для команды. 

Даша Щеболева: От меня, как от редактора, требуется готовить к каждой планёрке какие-то интересные и актуальные темы в сфере, с которой я работаю. Поэтому я отправляю список тем Лене — главному редактору, мы их все вместе обсуждаем и решаем, что включается в план, а что нет. Конечно, нужно своевременно писать новостные материалы, лонги, минилонги, делать тесты. Из основного функционала это, наверное, всё. 

Из дополнительного: у нас есть подкаст, но это просто наша идейная история, не обязательное еженедельное занятие. 

Маша Кузина: В разделе «бьюти» в целом всё то же самое. Тут просто важно не увлечься апробацией бьюти-трендов (улыбается). 

Даша Щеболева: Да, Маша все тестирует на себе! Поэтому если она пишет бьюти-материалы, она точно знает о чем говорит. 

Полина Ларионова: Я работаю с социальными сетями среди которых есть три основные сферы: наполнение социальных сетей — контент. Это значит, что мы делаем контент-план, подбираем ролики, делаем видео. Вторая часть — посещение мероприятий, мы отвечаем за светскую хронику, общаемся со звездами, ходим на интервью. Из этого вытекает третья часть: общение с пиарщиками, поддерживание связи с ребятами, которые нам интересны для наполнения контента материалами с доступными нам звёздами. 

Катя Васильченко: Я помогаю главреду Лене в каких-то полуадминистративных историях, пишу статьи. Изначально писала на корейскую тематику, про дорамы, аниме, игры. Плюс тоже общаюсь с пиарщиками. А ещё мы уже два года ведем подкаст, которым занимаюсь именно я. Также работаю над корейскими социальными сетями вместе с Леной. Ну и когда нужно пойти, посветить где-то лицом по корейской теме, то тоже едем именно мы. 

— Какие советы вы могли бы дать начинающим журналистам? 

Лена Бугай: Совет от главного редактора: пожалуйста, учите русский язык. Это очень важно! Всегда очень больно читать тексты, когда люди вообще не понимают, что такое запятые, дефисы, тире. Не везде работает автозамена, не везде есть корректор, например, у нас его тоже нет. 

Бывают ребята по стилистике прикольные, но с грамотностью у них плохо, поэтому мы им отказываем. 

При том, что все, прежде чем устроиться в редакцию, проходили тестовые задания, в том числе и на русский язык. Те, кто показал идеальные результаты, сейчас в нашей команде, но, тем не менее, на сайте можно в любой статье найти несколько опечаток, потому что объёмы большие, глаз замыливается. А если человек в свободном режиме настолько себя не проверяет, то о чем можно разговаривать? 

Поэтому ещё один совет: важно всегда себя проверять, не думать, что с первого раза получится идеально, всегда нужно немножко сомневаться в себе. Потому что даже если ты уверен, что знаешь как пишется слово «стол», все равно в какой-то момент можешь посмотреть и увидеть, что оно у тебя написано через букву «у». Фактчекинг тоже обязателен. 

Даша Щеболева: От себя могу сказать, что важно понимать, что нужно будет работать, не будет лёгкой жизни. Главное пройти кризисный период, потом работать становится проще. У меня всё наладилось за полгода. 

Полина Ларионова: Хочется добавить про заинтересованность в теме. Всегда должен присутствовать именно глубинный, а не поверхностный интерес. Особенно в глянцевой журналистике есть такой стереотип, что мол «я девочка, постоянно хожу на ноготочки. Я что, не придумаю 55 дизайнов?». Но когда читаешь статьи Маши — редактора рубрики «бьюти», понимаешь, что там есть очень много деталей, о которых нужно знать. 

Полина Морозова: Я скажу от лица человека, который ещё учится в университете. Многие очень скептично относятся к дополнительным предметам в вузе, но, на самом деле, очень важно всегда расширять свои горизонты, потому что никогда не знаешь, из какой дисциплины тебе понадобятся знания в профессии. У меня, например, было много случаев, когда мне помогала зарубежная литература, история Азии. Но при этом нужно углубляться не только в историю, но и быть погруженным в медиапространство. Потому что если ты человек с глубинными знаниями, но еще и разбираешься в трендах — это идеальное сочетание. 

— Практически все в вашей команде закончили или заканчивают факультет журналистики. Как вы считаете, в чем заключается ценность журналистского образования? 

Катя Васильченко: Я одна из немногих в нашей команде, кто не заканчивал журфак. Я училась на медиакоме, чему очень рада, потому что считаю, что здесь более обновлённая программа. 

Мне кажется, что если ты идёшь на журфак, то нужно быть готовым к тому, что придется много изучать самостоятельно, начинать работать уже с первого — второго курса. 

Журналистское образование — это прекрасное образование, но нужно понимать, что практические навыки необходимо приобретать за пределами универа, а это значит проделывать двойную работу. 

Поэтому нужно самому выбирать: либо более классическое образование, но с необходимостью искать опыт где-то извне, либо более современная программа, которая с большой вероятностью еще недоработана.  

И вообще, если мы говорим о работе в СМИ, то мне кажется, что важно иметь вариативность того, что ты можешь делать. Поэтому нужно стараться приобрести как можно больше навыков, пытаться как можно больше работать. 

Если хочешь добиться результата, то нужно много трудиться: чем больше ты работаешь, тем лучше у тебя будет результат. Иначе не бывает. 

Лена Бугай: Мне тоже кажется, что, наверное, прикольно учиться не именно на журфаке, а на каком-то смежном направлении, потому что журналистом можно работать с любым образованием. 

— Можете рассказать, как вам кажется, какими качествами должен обладать журналист? 

Лена Бугай: Журналистика — профессия для тех, кому нравится познавать новое, развиваться и постоянно расти. Сейчас наша сфера деятельности очень быстро развивается. Например, если сравнивать мою работу главредом год назад с моей работой главредом сейчас — это вообще разные вещи. Открываются новые возможности, появляются новые обязанности. Профессия меняется практически каждый день. 

Поэтому журналисту важно быть еще и любознательным, следить не только за тем, что происходит у тебя в профессии, но и за тем, что творится вокруг неё. Тебя это может напрямую не касаться, но сейчас, мне кажется, уже нет журналистов, которые просто пишут тексты. Сейчас это так не работает. Ты делаешь картинки, ты пишешь, сам все верстаешь, сам корректируешь.

Поэтому журналист должен иметь очень много разных навыков. И чем больше у тебя умений, чем больше ты понимаешь, чем больше ты развиваешься, тем больше шансов, что ты будешь, во-первых, востребован, а во-вторых, что ты вообще будешь справляться со всем этим огромным потоком обязанностей.

Поэтому если идешь в журналистику, нужно быть готовым к тому, что придётся учиться нон-стоп и пахать нон-стоп, а это получится только если тебе это интересно.

Корректор: Алина Купченко

37
политикой конфиденциальности

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту