1 октября в Домжуре прошло занятие Ксении Эдуардовны Аскеровой, штатного сотрудника RTV – “Короткие тексты и их особенности”. На паре студенты узнали, как писать новостные заметки, искать первоисточники и мыслить, как журналист.
![](https://journs.ru/wp-content/uploads/2024/03/image.jpeg)
![](https://journs.ru/wp-content/uploads/2024/03/image.jpeg)
Ксения начала лекцию с объяснения того, как строить новостную заметку для сайта, и из чего она должна состоять.
Любая новость начинается с заголовка, и он указывает на то, что вы рассказываете. Иными словами, заголовок должен быть не “жёлтым”, а информативным и чётким. Необходимо отразить, что, где и когда произошло (система 5W + H). Помимо заголовка есть лид – уточняющая часть, следующая после названия текста. Это первый выделенный абзац, который раскрывает проблему заголовка, а также отсылает читателя к первоисточнику. Профессиональный журналист должен оставлять ссылку на информатора, подтверждая, что новость не придумана, а имеет основу. Например, публикуется заметка в новостном портале: “Зеленский стал президентом Украины”. Далее в лиде указывается источник – ЦИК Украины, – и после него приводится цитата с официального сайта. Помимо этого, нужно отметить бэкграунд для того, чтобы ввести читателей в новостную повестку и погрузить в дискурс. Это делается для того, чтобы человеку не пришлось самостоятельно узнавать предысторию инфоповода, и он смог, прочитав одну новостную заметку, всё понять.
Принцип ведения новостей в Telegram-канале практически идентичен. С одной стороны он менее удобен, так как на этой платформе присутствует ограничение по количеству знаков в посте. С другой стороны, в ней можно прикреплять к заметкам фото- и видео-материалы, что делает Telegram более интересной и удобной платформой для молодых людей и не только.
Ксения считает, что эти тонкости делают работу новостного журналиста одной из самых сложных. Здесь важно не только соблюдать указанные нюансы, но и делать новостную заметку краткой, а главное – понятной для читателя.
Особое внимание журналистка уделила работе с первоисточниками и рассказала, какими они бывают.
Когда в медиапространстве появляется информация, журналист проверяет, откуда она появилась и кто её озвучил. Если речь о каком-либо происшествии, мы должны просматривать сайты ведомств. При отсутствии данных в официальных интернет-порталах, нужно звонить в эти государственные структуры и узнавать. Необходимо тонкое мастерство для того, чтобы найти информацию, перепроверить, уточнить и опубликовать её.
Это касается не только новостных заметок, но и интервью. Например, если речь идёт о представителях власти (министрах, президентах и пр.), важно правильно найти и достоверно перевести информацию из их официальных сайтов или пресс-релизов. Кроме того, политики нередко дают интервью иностранным медиа, запись которых можно использовать для цитирования. По такому же принципу пишутся заметки практически на любые темы, так как структура текста схожа.