Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Максим Шевченко: советы начинающим

IMG_1025аааа

Известный журналист и телеведущий Максим Шевченко посетил Московскую школу журналистики в Домжуре и пообщался с теми, кто только делает первые шаги в освоении профессии. За время беседы юные журналисты узнали, почему он не пойдёт на митинги и чего стоит опасаться, работая военным корреспондентом.

— Каков был ваш путь к журналистике?

— По образованию я инженер. Окончил Московский Авиационный Институт, моя специальность называлась «Конструирование и проектирование микроэлектронного оборудования», техническая кибернетика. И постепенно мне становилось неинтересно, я прогуливал последние три курса, занимался литературой и тем, что меня интересовало. Но, несмотря на это, я сдавал сессию, получал стипендию, чтобы все было в срок. И вот, навык освоения и детализации знаний очень мне помог, тогда я после окончания своего вуза сразу же перешел к журналистской работе. Сначала в неофициальных и советских изданиях, а потом, после 1991 года, — в официальных изданиях. Да, я учился журналистике, это было тяжело, я старался все усваивать по ходу работы. Самый сложный момент был — понять технологичность этого дела. Когда человек получает расширенное образование по какой-то специальности, то его мозг приспосабливается к изучению мира, к вхождению в детали. Поэтому я советую всем овладевать разными областями знаний и делать журналистику второй профессией.

— Что нужно, чтобы стать хорошим журналистом?

— Упорный труд. Если вы не будете писать, то вы не научитесь писать. Все знания нужно применять и практиковать ежедневно. Если вы захотите заниматься журналистикой конфликтов, как я занимался, вам придется увидеть вещи, которые изменят ваше сознание, вы не сможете жить так, как раньше. Для журналиста нет табу, нет фобий, нет правых и левых. Журналист должен, прежде всего, иметь широкий кругозор, читать нужно запоем. Журналистика – это, на самом деле, специальность знаний по верхам, не углубленное изучение, потому что журналистика работает с интерпретациями, вы рассказываете людям, что происходит. Ваш уровень понимания быстрый, у вас нет времени, чтобы писать диссертацию. Вы сейчас увидели, а вечером вам нужно сдать статью. Содержание текста будет зависеть от вашего таланта, от ваших способностей. В любом случае, образование журналиста должно быть многофункциональным и связанным с пониманием и наблюдением во многих областях.

— Как вы думаете, может ли исчезнуть печатная журналистика?

— Со временем может исчезнуть все. Мы умрем, и все исчезнет (смеется). Конечно, электронные СМИ со временем заменят бумагу, так же, как когда-то бумага заменила пергамент. На данный момент нам психологически приятней держать бумагу (газету) в руках. Но Интернет предлагает совершенно новый тип СМИ. Это видео и интерактив в сочетании с текстом, поэтому, я думаю, газета модифицируется со временем в это. Вопрос — в населении и его консервативности. Поэтому, может быть, какая-то часть населения еще лет 10-20 будет читать газеты, как и в прежние времена, наслаждаясь ее запахом и шелестом страниц.

— Как вы считаете, журналист должен идти вместе с властью или порознь?

— Как хотите. Если вы симпатизируете власти и считаете, что власть правильная, то вы можете идти вместе с ней. Если вы никак не считаете, но хотите просто поудобнее устроиться, заработать денег, то вы можете идти вместе с властью. Если вы считаете, что власть омерзительна и её надо свергать, то вы идете против власти. Поэтому журналистика – это как винтовка. Она может быть повернута в сторону царя, а может — в сторону революции.

— Как вы относитесь к политическим настроениям сейчас в России? К митингам, направленным против правящей партии?

С большим интересом. К самой идее протестов против фальсификаций отношусь хорошо, но я на эти митинги не пошёл и не пойду, потому что мне не все равно, с кем стоять вместе на одной трибуне. Я – человек политически очень внятный, я считаю, что те, кто фальсифицируют выборы, должны быть наказаны, это уголовное преступление. Но я не могу быть вместе с Сергеем Пархоменко или с людьми его взглядов. Это для меня люди, символизирующие ельцинское время, которое я ненавижу больше всего на свете — время Чеченской войны, геноцида, гибели моих друзей, жутких преступлений, которые совершались в обществе.

Если учесть, что я занимаюсь Кавказом, занимаюсь Нальчиком, где в 2005 году молодые ребята подняли вооруженный мятеж, потому что их жён оскорбляли, избивали в милиции. И в Нальчике сейчас им прокурор требует 19 пожизненных заключений. 57 человек на скамье подсудимых. Никто из этой Болотной или Сахарова, несмотря на то, что мы представляли им документы, не вступился за Нальчик. Не вступился за ребят, которых по всему Кавказу, по всей России подвергают пыткам, бросают в тюрьмы, концлагеря. Около 5 тысяч людей сидят с обвинениями по политическим статьям. В основном — кавказцы, мусульмане, татары, русские националисты. Ни Болотная, ни Сахарова, ни Парфеновы, ни вся эта гламурная шушера слова за них не сказали. Поэтому я не буду с этими людьми рядом на одной трибуне.

— Расскажите об особенностях работы военным корреспондентом.

Есть два типа военных корреспондентов. Первый – это те, кто ездит со своим штабом, и вы сидите и описываете действия своих военных частей. Это тоже опасная работа, потому что война – это война. Война – это мины, снайперы, беспредел, сошедшие с ума люди. Второй вариант – вы находитесь в совершенно чужой среде, где нет никаких своих. Я работал в Афганистане, в Ливии. Это неплохие люди, но я для них русский, совсем другой. Никогда нельзя расслабляться, потому что эти люди-то всерьез сражаются. Война – это суровое дело, там нет морали. На войне вы будете общаться с людьми, которые могут быть вам просто омерзительны. Вот, знаете, что, допустим, генерал – палач, садист и убийца. А вы должны с ним разговаривать, сидеть, есть вместе за столом. Ваша задача – написать материал. Вам редакция сказала описать его как героя войны, а вы знаете его как насильника. Но вы же не можете это написать в редакцию. Вы должны описать его героем.

Есть в этом романтизм и потрясающее качество профессии, но это опасно. В чужой стране никто за вас не заступится. Вам надо проявлять изворотливость, вы постоянно контактируете со службами местной контрразведки, потому что вы – иностранец, значит, вы – автоматически шпион.

Фото: Лиза Миллер.

По просьбе слушателей школы жуналистики Максим Шевченко назвал 10 книг, которые он советует прочитать каждому начинающему журналисту, и вообще — любому школьнику:

1) Эрнест Хемингуэй «Острова в океане», «За рекой, в тени деревьев», «По ком звонит колокол»;

2) Герман Гессе «Степной волк», «Игра в бисер»;

3) Ф.М. Достоевский «Преступление и Наказание», «Идиот», «Подросток», «Бесы»;

4) А.П. Чехов «Дом с мезонином», «Рассказ неизвестного человека», « Дама с собачкой»;

5) Томас Манн «Доктор Фаустус»;

6) Дж. Даррелл «Земля шорохов», «Моя семья и другие звери», «Путь кенгуренка»;

7) Ивлин Во «Мерзкая плоть», «Возвращение в Брайдсхед»;

8) Генри Миллер «Тропик рака»;

9) Джером Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи», «Френни», «Выше стропила, плотники»;

10) Ян Потоцкий «Рукопись, найденная в Сарагосе».

0

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту