Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«Мы продавцы эмоций»: Мария Широкова о создании реалити-шоу

Сегодня реалити-шоу стали культовыми программами, для которых порой отдельно выделяются целые телеканалы. Зрители упиваются непристойными зрелищами, а сценаристы жаждут получить всё больше восторженных отзывов. В интервью автор телевизионных программ Мария Широкова смогла провести нас за кулисы реалити-шоу и рассказать, как они создаются на самом деле.

Мария Широкова в Центральном Доме журналиста
© Дарья Юнина/ Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

— Что больше превалирует в реалити-шоу: импровизация или хорошо продуманный сюжет?

— Всегда есть сценарный план, в рамках которого живут герои. Мы помещаем их в определённую ситуацию. Какие именно условия будут, уже прописывается в сценарном плане. Это как в игре «RPG». Мы помещаем героя в какой-то участок карты, и задача человека — чтобы он там что-то выполнил.

— Есть реалити-шоу, основанные на выживании в необитаемых местах, например, «Звёзды в Африке». Насколько там суровые условия для жизни?

— Там суровые условия, но не настолько, как это показывается. Я не снимала эти реалити-шоу, но работала с ребятами, которые этим занимаются. Конечно же, там есть все базовые условия, которые нужны, такие как вода, пища… Может, всё не так хорошо, как привыкли герои, но в целом их там никто не пытается убить и довести до истощения. Как минимум, потому, что надо доснять проект до конца.

— Есть реалити-шоу, которые берут за основу сюжета любовные отношения. Например, один из самых популярных проектов на ТНТ — шоу «Холостяк». Это всё постановка или благодаря проекту люди действительно находят свою вторую половинку?

— Насколько я знаю, там есть сценарий и сценарная группа, которая работает над тем, чтобы это было интересно. Иногда между героями бывает какая-то химия. В таком случае сценарий просто дорабатывается, потому что люди всё-таки непрофессиональные актёры и не могут сыграть чувства. Если между ними есть какая-нибудь химия, эмоции, то они просто утрируются.

Всегда прописывается сценарий, исходя из кастинга, общения героев. Без него невозможно снимать, потому что есть хрон, формат, и от этого никуда не уйдёшь. Есть в конце концов съёмочный тайминг. Ты не можешь следить два года за людьми, как у них раскрываются отношения, как они узнают друг друга. Это невозможно. Для этого просто не существует бюджетов.

— Подписываются ли по завершении шоу какие-либо контракты, которые обязывают героев делать определённые наигранные действия на публику?

— Да. Во-первых, перед съёмками всегда подписываются договоры. Они могут быть об использовании изображения, истории или о невозможности срыва съёмок. Взыскиваются очень большие суммы, если кто-то срывает съёмки.

Часто подписывается договор о необходимости промокампании. До выхода серии никто ничего не выкладывает, иначе будут штрафы. После шоу герои имеют право или должны что-то выставлять в социальные сети и являться на разные мероприятия. Это может быть общая фотосессия или совместный выход в свет. Это всё расписывается в зависимости от проекта.

— Как правило, в подобных форматах часто снимают скандалы, разборки. Специально ли режиссёры выбирают скандальных личностей для проектов? Или это тоже часть сюжета?

— Не режиссёр, а редактор и сценарная группа над этим работают. Они понимают психотип героя. Есть люди, которые не способны ударить в лицо. Они могут плакать, но не будут агрессивными. Они, скорее, будут вызывать жалость. Обычно герои выбираются по психотипу.

Позже они накручиваются. Нельзя к человеку подойти и сказать: «Дай ему в морду». Ты должен его эмоционально довести до такого состояния, чтобы он сам принял решение это сделать.

— На лекциях Вы говорили, что некоторых героев приходится доводить до слёз?

— Нельзя сказать человеку: «Плачь!» Ты должен надавить на такие струнки его психики, чтобы он сам разрыдался. Мы продавцы эмоций.

— Многие реалити-шоу за основу сюжета берут неприятную или позорящую главных героев тему. Например, как в проекте «Я стесняюсь своего тела». Почему люди соглашаются на участие в подобном?

— Люди сами хотят участвовать в подобных проектах. Они пишут заявки, проходят кастинг, делают самопробы, потому что на самом деле не стесняются своих историй и хотят об этом рассказать всему миру.

Как правило, они либо не стесняются, либо у них есть какая-то другая мотивация. Некоторые, например, хотят сделать бесплатную операцию. Они с этой проблемой живут и нормально к ней относятся. Им проще выставить это на всеобщее обозрение и сделать операцию. Мы, в свою очередь, утрируем их стеснение и дискомфорт.

— Многие люди соглашаются на участие ради денег? Сколько за это платят?

— Как правило, за участие вообще ничего не платят. Им могут сделать что-то бесплатно или по бартеру. Люди участвуют в реалити, потому что хотят. В проекте «Я стесняюсь своего тела», наверно, делают по бартеру операцию, рекламируя при этом клинику.

— Насколько долго у главных героев сохраняется популярность по окончании шоу?

— По-разному. Ольга Бузова до сих пор на волне популярности благодаря реалити-шоу «Дом-2», а про Диану Шурыгину уже все забыли.

— В 2009 г. пакистанец Саад Хан утонул во время съёмок реалити-шоу в столице Таиланда Бангкоке. Хан принимал участие в телешоу, устроенное для рекламы шампуня. Часто ли случаются подобные несчастные случаи на съёмках?

— В зависимости от формата. В телешоу «Пацанки» реально выбивают друг другу зубы, наносят травмы и т.д. Я помню случай, когда в оператора вонзили нож. Есть шоу, где никто никого не бьёт, например, «Чадо из ада». Все подписывают договор о том, что такое может произойти. Реалити-шоу на то и реалити. Мы снимаем жизнь. В любом случае на площадке всегда дежурит скорая помощь и охранники, которые готовы разнять драку.

— Почему людям нравиться смотреть скандальные шоу?

— Почему люди ходили смотреть на гладиаторов? Хлеба и зрелищ. В реалити-шоу то же самое. Люди приходят смотреть на чью-то жизнь, развлекаться. Мне кажется, когда это какие-то жёсткие драматические истории, то люди смотрят и на контрасте думают, что их жизнь не очень-то плохая. Это такой психологический момент.

— Как Вы считаете, подобные реалити-шоу приводят к деградации людей или нет?

— Это ни в коем случае не деградация. Всегда есть проекты, фильмы, программы, которые помогают людям расслабиться. Даже в древние времена были книги, детские сказки, благодаря которым люди могли отдохнуть.

51

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту