Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«Наши велодорожки – это чёрт знает что»

Он – гроза окрестных дворов. Все соседские жёны мечтают о таких мужьях. Усейн Болт тихо плачет в углу, узнав статистику его марафонов. Маршрутки и трамваи отъезжают в стороны, когда велосипед нашего героя мчится по дороге. Этот человек – учитель русского и литературы, но по профессии работал чуть больше полугода, уйдя на всю жизнь в спекулянты. Сейчас 48-летний петербуржец Виктор Левинзон продал весь свой бизнес, не занимается ровным счётом ничем и катается на велосипеде.

«Сначала я перестал жрать»

– Расскажите, с чего вообще в вашей жизни возник спорт?

– Я родом из Новокузнецка, где только две категории молодёжи: ботаники, вообще не выходящие из дома, и люди, которые обязательно занимаются спортом. Иначе там чисто физически не выжить – такой город металлургов, шахтеров. Сам я ходил на все секции, примерно по два года на каждый вид спорта. Кроме настольного тенниса.

– А когда же появился велосипед?

– Уже потом, в Ленинграде. Я был очень толстый, весил 130 килограмм и на спор с товарищами решил похудеть. План был – сбросить 50 килограмм за год, и это удалось с точностью до ста грамм. То есть, сначала я перестал жрать, а потом, когда уже немножко похудел и стал шевелиться, сел на велик, и вот уже пятый год с него не слезаю.

– И сколько у вас велосипедов было вообще за жизнь?

– Много, не пересчитать. Начал я с простого – то есть, пошёл в магазин и купил самый дешёвый, за три тысячи рублей, китайский «Ашан байк», он тяжеленный, неудобный. Естественно, теперь класс велосипедов на несколько порядков увеличился, сейчас у меня их вообще два – один горный, другой для поездок по городу, планирую купить третий.

«Когда отмерзают нос, уши и пальцы – фана нет».

– Насколько, по вашему мнению, оправданы цены на велосипеды?

– Они были все достаточно разумных денег до вот этого нашего кризиса, когда рубль рухнул в два раза. Конечно, когда велосипед высокого (допустим, как у меня) класса стоил 40 тысяч рублей, а сейчас он стал стоить 90, то нормальному человеку такое не по карману. Это просто реально дорого.

– Удовлетворяет ли качество велопарковок?

– А их же нет! Видел только у продовольственны х магазинов, но ими я не пользуюсь. Если необходимо припарковаться, то стараюсь куда-нибудь запрятать велосипед, чтоб его не очень заметили, привязать всеми цепями, которые у меня есть, быстро сделать все свои дела и бежать обратно, пока не украли. Потому что с новыми ценами на велосипеды в этом сезоне уже уровень воровства был достаточно серьёзный, а в следующем будут просто газели ездить с пневматическими ножницами, массово срезать хорошие, красивые велики и выставлять их на Авито. Можно и вместе с парковками увозить, она тоже тысяч 12 стоит.

– Зимой катаетесь?

– Велосипед должен дарить чувство радости. Когда ты едешь, и у тебя отмерзают нос, уши, и пальцы на тормозных ручках требуют, чтобы ты надел ещё пару перчаток – это уже фана нет. Тогда можно сесть на велотренажёр. Собственно, как он у меня появился: был у нас в Ленинграде День десантника, в который герои праздника любят, как обычно, к людям приставать. В результате рука у меня оказалась в районе кулака сломана об одного десантника. А не заниматься спортом я не мог, поскольку иначе не выполнил бы свой план по похудению за год. Друзья тут же подарили мне велотренажёр, я на него сел, и каким-то образом эти два месяца, пока был в гипсе, перекантовался. Но вертеть эти педали – дикая тошниловка, натуральная потовыжималка, спорт в самом плохом смысле этого слова.

«У меня злобное и неприятное лицо»

– Сейчас идёт много разговоров о безопасности велосипедистов на дорогах. Вы часто попадаете в аварии?

– Дважды я перелетал через руль и один раз меня сбила машина, причём так, что труба, конечно. Выезжал с велосипедной дороги, весь зелёный, мигающий, неоновый, фонари по тысяче рублей каждый мигают, как стробоскопы, а он медленно-медленн о в бок мне въехал. Спрашиваю: «Ты как это?», а он: «Я тебя не заметил»… Это опасность ежедневного использования велосипеда как транспортного средства – наши водители никого не видят, даже друг друга, судя по количеству аварий. Город совершенно не приспособлен к езде на постоянной основе.

– Что думаете о велодорожках?

– Это чёрт знает что! Они у нас даже не для галочки… Кривые, пыльные, засыпаны стеклом и находятся в тех местах, где нет ни одного велосипедиста. Например, по улице Софийской: нафига там велосипедная дорожка, никому не понятно. То есть, люди специально едут туда на машинах, везут с собой велосипеды, там на них пересаживаются и начинают толкаться. Здравомыслящему человеку в нормальной стране, которая повёрнута лицом к велосипедистам, и в голову не придёт строить такие велодорожки.

– Мне недавно доказывали, что место велосипедиста – на обочине или тротуаре. А у вас часто возникают конфликты с водителями?

– Я вообще физически крепкий, вдобавок у меня злобное и неприятное лицо, поэтому со мной конфликты возникают редко. Поэтому я провоцирую эти конфликты. Обычно подобное происходит в начале сезона, когда люди ещё не привыкли к тому, что неожиданно с первым же солнцем на улицу высыпает несколько тысяч велосипедистов. Особенно маршруточники, которые вообще отличаются особо гуманной ездой, а уж велосипедиста не заметить – это нашим товарищам со Средней Азии как нечего делать. Поэтому несколько раз в начале сезона приходится продемонстрирова ть им, что мы хоть и не в железном кузове, но тоже можем за себя постоять.

«Эти депутаты ненормальные все»

– Если говорить не о велоспорте, то какого рода соревнования вас привлекают?

– Бег. У меня в активе шесть марафонов. Самый яркий – Дорога Жизни, их уже четыре, все очень хорошие, потому что ты не просто бежишь в компании единомышленников , а это посвящено крайне важной для любого ленинградца дате. И ты испытываешь такой, не побоюсь этих пафосных слов, душевный подъем на протяжении всех 42-х километров.

– И как обстоит дело с победами в марафонах?

– В третьей-четвёрто й сотне регулярно прихожу!

– Для развития города много делают ребята из ВелоПитера. А сами не принадлежите ни к каким организациям?

– Нет. Я их не люблю, потому что считаю, что любая организационная фигня мне не нужна. Так, конечно, любой энтузиазм приветствуется, парням удачи, респект, пусть всё у них будет хорошо. Сам считаю, что пока в руководстве города не будет настоящего фаната велоспорта, ничего не сдвинется с мёртвой точки. Эти депутаты, которые там сейчас, ненормальные все, они же ничего не понимают, вон, права хотели велосипедистам выдавать.

– Некоторые мои друзья ездят кататься в Финляндию…

– Это кайф. Я ни разу не был, а вот мои тоже ездили, и говорили: «Вить, там тебя очень не хватало», потому что там именно то, что мне нравится. Длинная прямая дорога, вежливые автомобили, хороший воздух – кати и ни о чём не думай. А вечером можно попить пива и пожарить шашлыков. То есть, не жизнь, а сказка. И с велосипедами всё у них в порядке, а нам постоянно что-то мешает.

Марина Казакова

ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга (профильный журналистский класс при СПбГУ), окончена в этом году.

Интервью опубликовано в школьной газете «Эпиграф» (ПДФ-файл прилагается в письме).

1

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту