Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Номинации XI конкурса

Номинации

XI Всероссийского конкурса имени Владимира Мезенцева

«Юные журналисты России»

Эссе (участникам до 12 лет) – наиболее продуктивный жанр в выражении философской мысли, рассуждение о каком-либо объекте, предмете, свой авторский взгляд на какое-то явление. Эссе – это, своего рода, разговор с читателем. Для эссе важно наличие своего авторского стиля, актуальность темы, образность и метафоричность. Позиция автора должны быть четкой и нестандартной. От образа автора зависит структура текста.

Новость (участникам до 12 лет) отображает событие или явление, случившееся недавно. В новости отсутствует субъективная оценка автора, важны факты, комментарии. Традиционно новость имеет заголовок, лид-абзац, основную часть, которая отвечает на вопросы: что? Где? Когда? Как? И содержит комментарии экспертов или участников события. Завершает новость бэк-граунд, в котором изложены необходимые факты из прошлого, необходимые для понимания ситуации.

Зарисовка (участникам до 12 лет) – малая форма, смежный с эссе жанр. Для зарисовки важна документальность: событие не придумано, а происходило реально, образность, метафоричность, художественность. Ее цель – запечатлеть момент встречи автора с кем-то или чем-то: с человеком, явлением, ситуацией. В зарисовке всегда показаны две стороны: сам автор и тот объект, с которым он встретился, соприкоснулся в реальной жизни.

Портретный очерк (участникам до 12 лет) – изображение человека, его жизни, мотивов поступков. Очерк отличается от биографии тем, что содержит не все факты, а только лишь необходимые, наиболее говорящие детали, способствующие раскрытию личности героя, также в очерке ощущается присутствие автора, не исключено наличие других героев, помогающих раскрытию личности центрального персонажа. Очерк передает не только внешний образ человека, но и его внутренний мир. В очерке, как и в рассказе, присутствует конфликт, идея.

Интервью (участникам до 12 лет, 13 — 16 лет и 17 — 20 лет) – материал, написанные после живого общения с героем, в формате вопрос-ответ. Интервью должно либо раскрывать личность героя, либо демонстрировать нам его отношение к определенным событиям, фактам, явлениям, либо иметь уникальную информационную составляющую. Вопросы должны быть взаимосвязаны.

Событийный репортаж (участникам 13-16 лет и 17-20 лет) – наиболее распространенный вид репортажа. Отображает общественно-значимые события. Оперативен и актуален. Цель автора – создать «эффект присутствия». Предметом репортажного описания выступает событие, которое произошло на глазах репортера. Репортаж – это не описание всего, что ты видишь в хронологической последовательности, это создание картинки, отбор наиболее ярких, говорящих деталей, диалогов, предметов и ситуаций.

Аналитический репортаж (участникам 13-16 лет и 17-20 лет) — или проблемный шире информационного, это не только картинка с места событий, но и анализ этого события, изучение причинно-следственных связей. Содержит дополнительные факты, цифры, данные, авторские выводы и прогнозы.

Познавательно-тематический репортаж (участникам 13-16 лет и 17-20 лет) бывает специальный и расследовательским. Описывается интересная жизненная ситуация, история. Специальный репортаж подразумевает изучение корреспондентом какой-то ситуации, раскрытие актуальной темы. Не всякое событие достойно репортажа, репортер должен показать читателю какую-то новую сторону действительности, процесс ее изменения. В репортаже-расследовании акцент делается на познание репортером ситуации методом «включенного наблюдения».

Аналитическая статья (участникам 13-16 лет и 17-20 лет) – это исследование, проводимой на основе определенной информации. Анализируются факты, аргументируются доказательства и выводы. Это статья, содержащая рассуждения и прогнозы автора относительно определенной темы, аргументы подкрепляются фактами, данными и статистикой.

Кино-, театральная или литературная рецензия (участникам 13-16 лет и 17-20 лет) – критический отзыв. Информирует о произведении искусства, содержит его анализ и авторскую оценку.

Путевой очерк (участникам 13-16 лет и 17-20 лет) – художественно-публицистическое описание событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора.

В проблемном очерке (участникам 13-16 лет и 17-20 лет) — затрагивается какая-то важная общественно-значимая проблема. Очерк содержит художественные описания, он метафоричен, красочен. В очерке не нужен вымысел, здесь важна правдивость, наличие конфликта. Очерк субъективен. Весь текст подчиняется одной цели – раскрытию проблемы, которая волнует автора.

Авторская колонка (участникам 13-16 лет и 17-20 лет) – авторское высказывание на злободневную тему, композиционно оформленное. Колонка должна иметь основную мысль, взгляд автора на ту или иную ситуацию, взгляд нестандартный, порой пародоксальный.

Журналистское расследование (участникам 17-20 лет) – материал, написанный после долговременного исследования той или иной ситуации. Журналист здесь сродни частному детективу, он раскрывает те факты, которые пытались скрыть от общественности или не поддавали огласке. Предметом изображения становится скандальная ситуация из жизни.

Фельетон (участникам 17-20 лет) – короткая сатирическая заметка. Высмеивается определенная ситуация. Обязательное условие: злободневная тема.

Памфлет (участникам 17-20 лет) – статья, направленная против чего-то или кого-то. Разоблачение героев. Задача памфлета: осмеять, придать позору то или иное явление, того или иного человека.

Также жюри определит победителей специальных номинаций: «Великая Отечественная Война. Подвиг поколения», «Проба пера» – номинация для дебютантов, «Важная информация»: оценивается актуальность темы, поднятой автором, «Год российского кино».

0

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту