Правда. Личность. Непредвзятость

Дарья Рыкова — главный редактор авторского блога «Darykova.Ru» и сайта о жизни людей с инвалидностью «ОбнимиМеня.Ру», редактор-копирайтер в PR-агентстве «First Place», экс-обозреватель издания «ФедералПресс» — в интервью для сайта Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста рассказала о специфике профессии.

Дарья Рыкова
Фото из архива Дарьи Рыковой

— Опишите свою работу тремя словами. 

— Во-первых, правда. Несмотря на всё, что сейчас происходит в журналистике, для меня очень важно донести правду. Во-вторых, личность. Я очень люблю и продвигать себя как бренд, и внимательно относиться к людям, с которыми общаюсь. Я всегда нацелена на личность, даже если это формат новости, не подразумевающий личное влияние. В-третьих, непредвзятость. Я журналист старой закалки, и больше всего меня раздражают ангажированные СМИ, которые работают на личные заказы. В журналисте всегда должны сочетаться правдивость и непредвзятость. 

— Что важнее в профессии: честность или деньги?

— Честность: я не из тех журналистов, кому журналистика приносит деньги. Ориентируя современную молодёжь на профессию, нельзя говорить им, что там нет денег, — или, наоборот, что в этой профессии огромные деньги. Если есть огромные деньги, значит, есть влияние какой-то компании, какого-то спонсора, что отрицает то, что я сказала выше: непредвзятость и правдивость нашей работы. Я всегда ратую за честность и очень часто выбираю работу с человеком, который не может, например, мне заплатить (если мы говорим о личных интервью). Был такой случай, когда человек, который пишет музыку и одновременно занимается разведением кур, принёс мне курицу за интервью. Он от души подарил мне курицу, и это для меня было важнее, чем деньги, которые платили люди.

— Какой журналист может назвать себя успешным? 

— Здесь напрашивается ответ: просмотры, подписчики, огромное количество читателей. Мне кажется, в журналистике, так же, как и в любой другой сфере, очень важно создать своё имя, бренд. Есть блогеры, у которых сегодня огромное количество подписчиков, но, мне кажется, среди них могут быть журналисты или блогеры-однодневки. Такие люди, как Владимир Познер, например, даже если не будут ничего делать, уже давно зарекомендовали себя. Я не только за продвижение личности самого журналиста. Я готова помогать людям продвигать себя как личный бренд в любой сфере их деятельности — благодаря, например, грамотно сделанному интервью.

— В чём специфика Вашей профессии? 

— Я начинала в 90-е годы работать, когда все занимались всем подряд: писали новости, брали любые темы. Если говорить о специализации, мне больше интересна тема культуры. Я с ранних лет общаюсь с людьми искусства, например, художниками, музыкантами. Если вы посмотрите сайт, там довольно много материалов, посвящённых людям культуры. Если ты занимаешься искусством, это накладывает на тебя определённые обязательства: необходимо развиваться самому, ходить на выставки, в театры, слушать музыку, быть в курсе того, что сейчас делается. 

Я нахожу себе интересных героев, которые потом дают мне благодатный материал. Я люблю формат интервью, где минимально проявляется сам журналист, оставаясь за кадром, и максимально раскрывается герой, которому ты посвящаешь довольно многое время. А потом он тебе благодарен и может гордиться тем, что по итогу получается.

— Кому стоит учиться на журналиста? 

— Тут довольно сложно, потому что если речь идёт о подростке, то это ещё довольно пластичный человек: он может сегодня думать так, а завтра передумать и уйти в другую сферу. Мне кажется, журналистом может быть неравнодушный человек, которому не всё равно, что сейчас происходит в жизни, который интересуется тем, что происходит вокруг. Очень часто меня спрашивают: где брать темы? Темы можно брать везде: вышел на улицу, видишь что-то — и уже можно из этого сделать материал.

Человек должен быть начитанным. Не могу об этом не сказать, потому что это реальная проблема современной молодёжи, как мне кажется. Может быть, я не настолько хорошо знаю молодёжь, но судя по тем людям, с которыми я общаюсь, подростки очень не любят читать. А если и читают, то определённую литературу по интересующей их теме. Мне кажется, это плохо, потому что журналист должен быть грамотным и начитанным человеком, хотя бы для того, чтобы уметь связно написать текст.

— Как Вам помогло образование в работе? 

— У меня нет журналистского образования, я филолог. В журналистике я с 13 лет, поэтому у меня не было вариантов уйти в другую профессию. Я родом из города Ульяновска. Когда я училась, ещё не было хорошего журфака, поэтому я пошла в тот вуз, где давали хорошее образование по филологии. После окончания вуза я защитила диссертацию по современной русской литературе. У меня был выбор: либо идти в науку, либо оставаться в журналистике. Какое-то время я совмещала это, но потом всё равно вернулась в журналистику.

Я считаю, что можно не иметь журналистского образования, но работать журналистом. У меня миллион примеров того, как люди с высшим журналистским образованием работают плохими журналистами, а люди без специального образования — хорошими, потому что важны личные качества человека. Мой муж стал журналистом в довольно взрослом возрасте, после 40 лет. Журналистом быть никогда не поздно.

— С чего начать карьеру?

— Сейчас это сделать очень легко. Когда я начинала, мы выпускали школьные газеты, которые никто не читал, кроме одноклассников. Я пошла в городскую газету, где мои тексты с удовольствием публиковали в рубричке для начинающих. У современной молодёжи много возможностей для того, чтобы начать писать, снимать, фотографировать, потому что есть соцсети. Человек может сам создать Telegram-канал и продвигаться. Если есть желание выходить куда-то из соцсетей, я уверена, есть огромное количество сайтов, куда с удовольствием возьмут на стажировку молодых ребят, потому что сейчас большая нехватка журналистов. Если у подростка, который является ещё школьником, или у студента младших курсов нет цели сразу много заработать, а есть цель попробовать себя и увидеть свои тексты опубликованными в каких-то изданиях, он может предложить свои услуги, и, я думаю, его возьмут.

— Когда стоит задуматься о смене профессии? 

— Когда тебе кажется, что ты уже всё сказал, всего достиг. Я не могу себе представить такую ситуацию. У меня были ситуации в жизни, когда на время приходилось уходить из профессии. Когда тебе нечего сказать людям, тогда нужно двигаться в другое место.

Как создать интересный контент?

— Надо определить, для кого. Мы всегда стараемся задать себе вопрос: кто будет это читать? Если это молодёжь, то, конечно, нужен видеоконтент, большой иллюстративный материал. У подростков так работает мозг, что без картинки информация не воспринимается. Если это мужчины 45+, то предпочтительнее строгий текст и довольно большой масштаб. 

В современном контенте очень важна иллюстрация. Я тоже всегда уделяю этому большое внимание. Если ты сам не сможешь сфотографировать (скорее всего, это не получится сделать), нужно будет из какого-то фотобанка что-то тащить, очень часто с этим бывают проблемы. Поэтому я чаще выбираю авторский контент и предельно внимательно отношусь к фото- и видеоматериалам. Сейчас это крайне важно, даже если мы говорим о взрослой аудитории.

— Если бы Вы выбирали себе личного помощника, кто бы это был и чем бы он занимался?

— У меня уже есть личный помощник — мой муж. Если бы я выбирала помощника — это был бы молодой человек, потому что у меня всегда доверительные отношения складываются именно с мужчинами. Поэтому мы работаем в тандеме с мужем. Он всегда остаётся за кадром: всё организовывает, назначает встречи, даже готовит одежду, а я — мозговой центр. Ещё у нас сын подрастает, надеюсь, тоже когда-нибудь сможет мне помочь. 

Корректор: Дариа Солдо, студентка второго курса магистерской программы «Русская литература и компаративистика» факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

20
политикой конфиденциальности

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту