Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Прежде чем изучать телевидение, мы снимаем розовые очки

   Вещать с большого экрана мечтают многие. Другой вопрос: как на этот большой экран попасть и сколько людей вас там увидит?

 Телевидение в современной реальности — сфера неоднозначная. Молодые люди все реже обращаются к экранам. Так, по исследованиям Mediascope, в 2021 году, больше всего склонны к просмотру телевизора россияне старше 56 лет.

    К тому же, телевидение остается загадкой для начинающих журналистов. Закрытая система делает трудоустройство довольно трудным.

   Мы поговорили с Елизаветой Мусиной, магистром медиаобразования, выпускающим редактором ИА «Телецентр», членом Союза журналистов России, о состоянии ТВ в российских реалиях, обсудили сложность «попадания» на телевидение и выяснили некоторые секреты профессии.

Вы закончили московский педагогический, а сейчас работаете на ТВ. Какое образование самое пригодное для тележурналиста? Нужен ли журфак?

— Может быть, кто-то будет кидать в меня камни сейчас, но я скажу то, что роль журфака во многом роль преувеличена в жизни будущих журналистов. Можно просто иметь общепринятое хорошее образование, не обязательно это будет журфак. Это может быть философский факультет, это может быть факультет русского языка и литературы, обычная лингвистическая школа хорошая. Главное — это иметь интерес к этой профессии. На образование, на телевидении особенно , смотрят в последнюю очередь.

— Сейчас многие в начале своего творческого пути хотят попасть именно на ТВ. Чем, по вашему, объясняется такая привлекательность телевидения для молодых журналистов?

Ну, наверное, телевидение еще с детства нам кажется чем то эфемерным, местом, где мы можем реализовать свою авторскую программу или, например, просто стать известными, занять место Андрея Малахова или еще кого-то из известных телеведущих. Во многом эти образы не имеют ничего общего с действительностью. И часто я сталкиваюсь с тем, что мои ученики видят телевидение через розовые очки, через призму чего-то такого далекого и не реалистичного. И это большая проблема. Прежде чем изучать телевидение, мы снимаем розовые очки и смотрим на это в действительности. Это очень тяжелый, можно сказать, каторжный труд. Когда ты полностью посвящаешь себя этой профессии, ты постоянно должен быть в гуще событий, ты должен думать постоянно о качестве продукта. И работа на телевидении — это очень тяжелый труд. Во многом ты остаешься за кадром и твоего имени может даже не быть в титрах того или иного фильма или репортажа, но твой вклад будет максимальным. И надо приходить на телевидение с мыслью не о славе, не с желанием прославиться и быть второй Екатериной Андреевой или кем-то еще, а с желанием информировать людей и сказать свое слово. Если тебе есть что сказать, то ты должен идти на телевидение и быть готовым, особенно на первых этапах, оставаться за кадром, но делать очень многое. Поэтому вот, начиная с этого, можно идти в телевидение, я думаю, спокойно.

— Тогда как идти на телевидение? Как туда попасть?

—  Вопрос хороший. Потому что многие считают, что заканчивая, например, те же самые академии телеиндустрии того же самого Останкино, или даже при МГУ есть замечательная школа, которая обучает будущих телеведущих и сотрудников ТВ, люди думают, что это очень просто. На самом деле, это не так. Телевидение, как и любая сфера, связанная с медиа, достаточно закрытое. Наверное, самое закрытое из всех. И часто даже вакансии, которые появляются на тех или иных каналах, не доходят до взгляда, так скажем, непривилегированных персон. То есть получается, что, когда на телевидении открывается вакансия, первое, что делают шеф-редактор, например, или еще какие-то люди, они предлагают эту работу своим. То есть людям, с которыми они уже пересекались на тех или иных проектах. И это самая большая сложность для человека начинающего, для человека, у которого нет связей, нет знакомств, и он не успел себя где-то зарекомендовать хорошей работой. Наверное, самое правильное, что можно сделать в этой стезе — это попробовать пойти на стажировку, как это сделала я в свое время. Тогда было много открытых программ для стажеров. Начала я стажироваться на «России-2», которая позже переросла в «Матч ТВ», потом перешла на «РЕН ТВ», и больше полугода я проработала бесплатно, находясь 24/7 на связи с редактором, со службой координации и была готова выехать в любые места, на любое интервью. Мне это было интересно. Скажу по секрету, я много прогуливала пары и вообще не посещала их иногда только потому, что мне было интересно погрузиться в это телевидение, в ту «кухню», которая происходит на полях, скажем так. Поэтому, наверное, самая хорошая школа для будущего телеведущего или просто для репортера, да любого сотрудника телевидения — это попробовать устроиться на стажировку. И как только ты приходишь туда и снимаешь свои ожидания, что мне должны зарплату, мне должны нормированный день, мне все должны, и наоборот, пытаешься вобрать как можно больше опыта знаний и знакомств , то это становится интересным очень занятием, которое впоследствии делает тебя настоящим профессионалом именно в телевизионной сфере.

— Вы упомянули «кухню», которая происходит на полях. Что о внутренней «кухне» телевидения должен знать начинающий тележурналист?

— Мне кажется, чтобы ответить на этот вопрос, нужно написать целую книгу, наполненную юмористическими рассказами, анекдотами и даже, может быть, какими-то драмами. Ну, рассказывать о кухне неблагодарное занятие. Я думаю, что каждый должен пройти через это сам и посредством своего опыта сталкиваться с какими то победами и поражениями. Но что хочу сказать, я уже упоминало об этом раньше, что каждый человек должен снять, идя на стажировку и в целом на телевидение, некие розовые очки. Надо понимать, что это жестокий мир. И поэтому не нужно ждать благодарности за свою работу. Ее никогда не будет. Ты должен идти туда для того, чтобы развиваться ради себя, ради людей, ради общества, для того, чтобы тебе сказать какое-то веское слово, которое у тебя внутри обязательно должно быть. И, наверное, главный совет начинающим журналистам: несмотря на все сложности, несмотря на бесплатную работу в самом начале карьеры, знать, что не стоит опускать руки и что обязательно твое веское слово, ты как источник какого-то иного мнения или иной информации, ты обязательно добьешься всего, если не будешь опускать руки и ждать благодарности и оваций. Это все лишнее, это очень сильно мешает будущей работе журналиста.

— Какие перспективы для российского телевидения вы видите?

— На мой взгляд, российское телевидение может существовать только в кооперации, в тесных связях с интернет площадками и медиа платформой. Потому что мы сейчас видим феноменальный отток молодой аудитории. Хочется верить в то, что многие медиахолдинги уйдут на интернет площадки. Какие-то холдинги новые появятся. Мне кажется, что мы увидим что-то очень интересное, некий гибрид между классическими телевизионными форматами и жанрами, классической журналистской подачей, телевизионной, советской эпохи, эпохи 90-х, и что-то совершенно необычное, новое, что будет рождаться на платформе Интернета, с элементами видеоблогинга, может быть. Мы это уже наблюдаем, но я надеюсь, что вскоре это обретет еще более интересные масштабы и откроет для новых журналистов, для телевизионщиков новые возможности, конечно.

— А как на данном этапе привлечь молодых зрителей? Или они уже никогда не включат телевизор?

— Это вопрос скорее философского толка. Многие люди, которые стоят во главе целых медиахолдингов, в том числе и телевизионных каналов, ломают над этим голову. И если раньше принято было считать, что молодую аудиторию можно зацепить только каким-то контентом скандального характера, то я считаю по-другому. Почему молодежь вообще перестала смотреть телевизор? Потому что молодым людям навязывают некую повестку, некую позицию, в том числе и политического толка, которая ими отвергается, потому что она слишком навязчива. Возможно, для того, чтобы нам привлечь молодую аудиторию, не только, кстати, молодую, но и людей среднего возраста, нам надо показать, что мы уважаем зрителя и не планируем делать за него какие-то выводы. Наверное, не хватает  телевидению какой-то объективности. Для того, чтобы привлечь аудиторию, нам нужно просто подавать информацию. Наши зрители, в том числе и молодежь, должны будут сами решать, верят они, не верят, на чьей они стороне и что они думают на этот счет. Возможно, если мы заговорим с нашей аудиторией с точки зрения уважения, большего уважения, то я думаю, что у нас есть шанс привлечь молодых зрителей.

4

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту