Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«При чтении ты невольно запоминаешь написание слов» – Кристина Сорокина о борьбе с грамматическими ошибками

Грамотная речь – одна из ключевых составляющих в написании текстов. 

Журналисту необходимо изучать правила русского языка, чтобы не допускать ошибки. Несмотря на вычитку материалов, погрешности все равно случаются. Журналист, корректор нефтяной компании Кристина Сорокина рассказала о самых распространенных ошибках и дала советы, как повысить свою грамотность. 

— Что самое сложное в написании текстов?

— У многих есть боязнь «белого листа». Стоит написать пару строк, как мысли начинают литься рекой. И пальцы уже сами бегают по клавиатуре, не успевая за ходом мыслей.  Во всяком случае у меня так, иногда даже не могу остановиться. Пишу, пишу, а когда наступает период редактуры, очень сложно убрать «воду». Этот поток мыслей зачастую бывает лишним, поэтому нужно оставить суть – для меня это самое сложное.

— С чего начать писать текст, если не получается?

— Дать себе небольшой отдых, пройтись по комнате, выпить кофе, съесть шоколад, который стимулирует мозговую деятельность. Хоть это не совсем хороший совет для ЗОЖников, но мне это помогает: каждое утро я пью кофе и ем шоколад – заряд для ума, мозгов.

— Какие ошибки чаще всего встречаются в текстах?

— Я, будучи корректором, замечаю колоссальное количество ошибок, особенно стилистических. В документах, когда я работала в нефтегазовой сфере, часто встречала ошибки: от «едЕницы измерения» (вместо «единицы») до «водных положений» (вместо «вводных»). А в одной статье, помню, представитель пресс-службы прислал статью, где было дважды в одном абзаце слово «углеводы». Не раз встречала подобное и даже похлеще. Но это моя работа — вычитывать тексты и исправлять их. Тут есть некое занудство. Но оно иногда необходимо.

Бывает ошибка неверно употребленных предлогов. К примеру, у предлога «с» пара «на»: «с Кавказа», «на Кавказ», у предлога «в» пара «из»: «из Сибири», «в Сибирь». Это многие путают.

Ошибаются часто в использовании плеоназмов, когда говорят «детский педиатр». Здесь прилагательное лишнее. Или, например, почему не должны использоваться такие фразы, как «рассказывать рассказ»? Это тавтология. Бывают ошибки в употреблении паронимов: «мелкий пруд» бывает или «мелочный человек». Многие не видят разницу между этими прилагательными: мелким и мелочным, праздным и праздничным. Бывает также нарушение лексической сочетаемости слов. «Поднять тост» – неверное выражение, поднимают бокал, а тост произносят.

— Как бороться с ошибками?

— Нужно как можно больше читать. При чтении ты невольно запоминаешь написание слова. Уже не возникает проблем в написании того или иного слова. Я один раз удивилась тому, как пишется слово «скрупулезный», произносится «скурпулезно», пишется «скрупулезно». Я еще раз перечитала внимательно по слогам. Действительно, «скрупулезно», и мало кто пишет это слово без ошибок. Я даже решила подколоть немножко своих детей. У меня их трое, и мы периодически пишем диктанты, и это слово там было. Это мой такой стиль воспитания. Хочу, чтобы дети были всегда грамотными.

Я сама по национальности армянка, изучала русский язык тщательно. И учила все правила и нюансы языка: от необходимости обособлять запятыми причастные и деепричастные обороты до особенностей произношения слов и ударений, от отличия употребления глаголов (и прочих частей речи), их видов, форм, родов, спряжений до правильности оформления цитат, прямой речи. Все это мне было очень интересно! В итоге доучилась до корректора. Считаю, что грамотным нужно быть не только корректорам, но и журналистам. Зачастую режет слух такое выражение: «иметь роль», «играть значение». На самом деле с точностью до наоборот: «иметь значение», «играть роль». Недавно смотрела видео одного блогера о достопримечательностях Армении.  Решила посмотреть, потому что я не везде была на своей исторической Родине. И я споткнулась об одну фразу, поняла, что нельзя ее использовать. Примерно так она звучала: «Гора Арарат имеет огромную роль для армян». То есть гора либо «играет огромную роль», либо «имеет большое значение».

— Как повысить грамотность помимо чтения книг?

— Можно записать себя на диктофон и послушать. Со стороны мы себя не слышим: нам кажется, что мы грамотны, и не обращаем внимания на некоторые «косяки». Послушаешь несколько раз и увидишь, что в твоей речи используются слова-паразиты. К примеру, «типа». Я стараюсь бороться с этими словами и учу своих детей и учеников, чтобы они как можно меньше употребляли такую лексику. Повторюсь, один из способов – записать себя на диктофон и послушать. Это, конечно же, не панацея. Я говорила и буду это повторять, что лучше всего читать и читать. Желательно классику, скажем, остроумного Чехова или проникновенного Тургенева и угрюмого, сложного, психологичного Достоевского, великого романиста, которого Ленин назвал «архискверным» писателем (а «Войну и мир» Толстого вряд ли кто-то из старшеклассников осилит, но на каникулах все же можно будет попробовать). Уверена, что большинство школьников как следует не изучают это произведение, в лучшем случае прослушивают аудиокнигу либо – что вероятнее всего – скачивают из Интернета общие тезисы.

— Почему это самый качественный способ?

— Я прочитала все собрание сочинений Чехова и в процессе чтения невольно запоминались слова (не только Тургеневских текстов); не говорю уже о том, что польза от чтения для будущих, да и некоторых нынешних журналистов весьма огромна: чтение повышает лексикон. Словом, зрительная память позволяет запоминать написание слов на бессознательном уровне, слов, которые мы используем в повседневной жизни и не только. Выход из ситуации – именно чтение, необязательно художественной литературы, но и научно-популярной, газет и журналов. Хотя в печатных СМИ иногда и встречаются ошибки. Это не делает чести этому изданию и даже самому себе. Раньше за какие-то ошибки могли сделать выговор и даже уволить. В те времена была редактура плюс цензура, а сейчас этого нет. В советское время журналисту повезло в том плане, что программы не пускали в эфир, пока не будут исправлены ошибки. Я работала на телевидении и замечала небольшие огрехи. Часто можно услышать вместо «пожарного» слово «пожарник». И те очень обижаются, когда их называют пожарниками. Я работала ещё в пресс-службе столичного главка МЧС и имела дело со спасателями. Поэтому понимаю, что они чувствуют, когда коверкают их должность.

5

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту