Молодые люди, пытающиеся стать рэп-испонителями, с каждым годом получают все больше мотивации для творчества — рэп-композиции активно транслируются по радио, рэп-концерты пользуются большой популярностью, а профессиональные рэперы упоминаются в списках миллионеров. Однако настоящей народной музыкой русский рэп сможет стать если преодолеет свою подражательность американским образцам.
![_APzMLb2mPI](https://farm5.static.flickr.com/4180/34758492035_5695a4d2e4_b.jpg)
![_APzMLb2mPI](https://farm5.static.flickr.com/4180/34758492035_5695a4d2e4_b.jpg)
Как Роман превратился в Roulli
Роману пока всего лишь 17 лет, но он уже стал Кандидатом в мастера спорта по плаванию и выучился на автомеханика. Все детство он помогал папе чинить домашнюю технику и, конечно, машину. Но главным в жизни Ромы было плавание. Когда его друзья развлекались, Рома тренировался, уезжал на сборы, участвовал в соревнованиях. И часто побеждал. Поэтому друзья были крайне удивлены, когда он, добившись высокого спортивного разряда, решил оставить плавание и уйти в музыку — стать рэпером. Теперь он не Рома, он называет себя Roulli.
«Стать рэпером меня сподвигло желание передать слушателю что-то свое, музыка позволяет мне делать все, что я хочу. – говорит Рома-Roulli. – Я устал смотреть на тех, кто делает это вместо меня, я хочу делать также как они».
Правда Роман пока не определился что такое для него рэп — будущая профессия или очередное хобби. Сейчас он пытается научиться создавать хиты, ведь он привык побеждать в плавании — поэтому и в рэпе он хотел бы добиться успеха. Однако он понимает, что став известным, он будет вынужден изменить свою жизнь, подчинить ее новой профессии, стать более ответственным и забыть о «беспечной жизни».
Сейчас Roulli пытается понять как устроена звукозаписывающая индустрия в России и надеется, что ему удастся создать свою команду единомышленников: «Сейчас я не принадлежу никакому лейблу. У меня есть друг Даня Flow Music, он делает биты, помогает мне в записи моих треков. Он помогает мне абсолютно во всем».
Стрижка волос, а не денег
У Кирилла Левашова путь к рэпу был более логичным чем у Ромы-Roulli — по крайней мере, он с детства занимается именно музыкой и у него была возможность со временем стать профессиональным музыкантом. Когда Кириллу было 11 лет, родители отправили его учиться в Московский кадетский музыкальный корпус, где он стал играть на трубе. Позже он самостоятельно освоил укулеле.
В 13 лет Кирилл решил заняться рэпом. Причина такого решения была банальной — одноклассники считали рэп модным. Так Кирилл стал Leki. Но свой первый материал — Mixtape «Ninja tape» — он выпустил лишь в 16 лет. Сейчас Leki можно назвать вполне опытным рэп-музыкантом — по его словам, он «читает» уже 8-9 лет. Однако музыка пока не приносит ощутимых доходов — Кирилл работает барбером в барбершопе.
Важным этапом в его карьере стало участие в конкурсе «Молодая кровь 2», который каждый год проводит музыкальный лейбл Black Star inc. «Я всегда хотел развиваться в серьёзной компании и плодотворной среде, а это как раз о Black Star. — Кирилл очень гордится сотрудничеством с известной компанией. — Как известно, у лейблов есть свои форматы артистов. И мне кажется, что я идеально подхожу для этого лейбла».
Однако он признает, что после поражения в финале конкурса его жизнь не сильно изменилась, но выросли вера в успех и уверенность в своей музыке: «Я начал и днём и ночью сидеть на студии, записывая новые трэки».
Кирилл надеется, что в будущем рэп станет его профессией: «В основном мой заработок — это стрижки, но и песнями я тоже зарабатываю. Но вспышками, когда выходят песни. Стать успешным рэперов — это очень большой труд».
Богатые предки или усердный труд
![PF0L5iMNUr4](https://farm5.static.flickr.com/4220/34597008532_235012e163_b.jpg)
![PF0L5iMNUr4](https://farm5.static.flickr.com/4220/34597008532_235012e163_b.jpg)
Тимур Юнусов, более известный как Тимати, стал для начинающих российских рэперов примером для подражания. Однако многим из них будет трудно повторить его успехи в музыке и, особенно, в бизнесе — не у всех есть такие стартовые условия.
Выросший в московской обеспеченной семье Тимур уже в 15 лет был лидером группы VIP77, а спустя год стал одним из бэк-вокалистов Децла — одного из первых успешных российских рэп-исполнителей. Но реальная известность пришла к нему после того, как он стал участником четвертого сезона телевизионного проекта «Фабрика». Именно благодаря этому реалити-шоу его заметил один из самых влиятельных российских продюсеров, композитор Игорь Крутой. Крутой помог Тимати выпустить два сингла, попавших в ротацию популярных радиостанций.
После этого успеха за несколько лет юной звезде удалось записать 7 студийных альбомов, создать и раскрутить несколько коллективов, открыть собственные ночные клубы, провести сотни сольных концертов, выпустить эксклюзивную линию одежды и даже стать персонажем мобильной игры «Тимати Inside». Его лейбл Black Star стал влиятельным игроком российского музыкального рынка.
По данным журнала Forbes в 2016 году Тимати заработал $3,2 млн. Структура этих доходов не раскрывается: неизвестно какую его часть принесли многочисленные бизнесы, а какую часть — музыка. По крайней мере, в среде независимых рэперов принято считать Тимати скорее бизнесменом, чем музыкантом. Например, рэпер Птаха так оценивает деятельность Тимура Юнусова: «Мне кажется любой человек, если вложить денег в посев, в накрутку просмотров (100 тыс. руб. стоит 500 тыс. просмотров), проплатить все паблики в инсте, купить подписчиков, набрать команду из реально умеющих делать хороший продукт и выезжать на их фоне, станет супер звездой.)) Но рэп это совсем другая история. Бабло это круто не спорю, тачки, телки, вся пижня. Но в итоге респект не покупается. Хороший бизнесмен? Да. Рэпер? Нет. Имхо». (Орфография и пунктуация в словах Птахи сохранены для демонстрации стиля мышления в российской рэп-среде).
Также трудно оценить — все эти успехи стали результатом таланта и работоспособности самого Тимура Юнусова, или ему помогли деньги и связи его семьи. Однако нужно отдать должное Тимати — он старается делиться своим успехом с начинающими музыкантами, помогая им. Например, продюсируемый Тимати Егор Крид в 2016 году даже смог обогнать владельца Black Star — по данным Forbes в 2016 году Крид заработал $3,6 млн.
Есть ли будущее у русского рэпа?
У русского рэпа есть одна главная проблема — подражательность. Поэтому в России рэп часто воспринимается как копия или даже дурная пародия на творчество американских «черных братьев». Но, вполне возможно, рэп сможет преодолеть свою «родовую травму» подражательности как в свое время это сделал русский рок — в 60-е и 70-е годы советские мальчики могли лишь перепевать песни английских и американских групп, но в 80-е и 90-е годы некоторые из них стали общенациональными кумирами, создав свой, вполне оригинальный стиль.
У русского рэпа для поиска оригинальности есть важная черта, отличающая его от американского, выставляющего напоказ богатство добившегося успеха музыканта.
Русская рэп-культура пытается говорить про обычных нас со своими проблемами, трудностями, стремлениями и желаниями, жизненными неудачами и победами. Если русский рэп станет музыкой, преподнесенной от всего сердца, у него может быть будущее.
Светлана Рофиева, Александра Носухина, Кристина Долгова, Лилия Артюхина