Секреты успешного старта: как создать своё медиа с нуля?

Хотите создать своё медиа, но не знаете, с чего начать? Журналист, работавшая с газетами «Ведомости» и «Коммерсантъ», а также преподаватель Школы журналистики имени Владимира Мезенцева Анна Героева помогла разобраться в основных аспектах организации собственного электронного СМИ.

Нейросеть
© Нейросеть/ Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

Основать даже маленькое медиа порой бывает очень сложно. Необходимо продумать много деталей, начиная с цели деятельности и миссии будущего издательства, заканчивая планированием тематики материалов для аудитории. Профессиональные журналисты не остаются в стороне. Они всегда готовы прийти на помощь и подсказать новичкам, в каком направлении им двигаться. Анна Героева — одна из тех специалистов, у которых за спиной огромный багаж знаний. Поэтому именно она помогла раскрыть секреты создания собственного СМИ.

«Любой из вас может создать собственное медиа, если знать ответы на вопросы: «О чём?», «Для кого?» и «Зачем вы это делаете?»

© Анна Героева

Журналист сразу объяснила, что воплотить эту идею в реальность возможно, но придётся постараться: «Имейте в виду, что это марафон. Очень изматывающая работа, и в конце многие могут пожалеть, что вообще начали это дело». Также она посоветовала сперва браться за развитие Telegram-канала, посчитав его самым пригодным мессенджером для достижения первых целей.

После напутственных слов преподаватель приступила к организационным моментам создания собственного медиа.

«Вам нужно определить концепцию издания. Это будущий продукт, который вы будете продвигать», — говорит Анна Героева

Так, например, на официальном сайте газеты «Ведомости», где когда-то работала журналист, чёрным по белому написали миссию компании: «Оперативно предоставлять бизнес-сообществу объективную, качественную и полезную информацию, необходимую для принятия решений».

Помимо миссии, на сайте можно найти сведения об основных рубриках, графике выхода газеты и приложений к ней, а также развёрнутое описание деятельности издания в целом. Всё это и есть концепция, упомянутая преподавателем Школы журналистики.

«Необходимо знать про своего читателя вообще всё»

© Анна Героева

Журналист объяснила: «Когда делаете продукт, сначала надо определить, для кого он предназначается. Понять возрастную категорию людей, их род занятий, предпочтения, гендерные принадлежности и самое главное — что им интересно читать. В будущем под это будут подбирать рекламу».

Возвращаясь к «Ведомостям», важно отметить, что газета даже составила собственный медиакит. На нескольких страницах размещена подробная информация о целевой аудитории издания. Они чётко определили, в какой местности живут основные читатели, их возраст, пол и даже социальный статус. Из исследования можно сделать вывод, что подписчик газеты «Ведомости» — это женщина или мужчина (разница 4%) от 16 до 34 лет, преимущественно руководитель организации или штатный специалист.

Чего хочет видеть аудитория на страницах «Ведомостей», стало известно благодаря проведённому исследованию научного журнала «Вестник Московского университета», в котором сказано, что политика, бизнес и финансы входят в тройку самых интересных и желанных тем для читателей.

Также Анна Героева уверена, что в начале пути журналист должен заработать себе хоть немного узнаваемое имя, чтобы позже приступить к созданию собственных медиа. «Для этого, может, придётся пойти поработать куда-нибудь. Свои тексты обязательно нужно публиковать, например, во ВКонтакте», — объясняет преподаватель.

Анна Героева посоветовала ученикам наименовать своё медиа так, как хотели, чтобы в будущем называлась их газета. Это может стать хорошим товарным знаком и запомнится читателям.

Как «Ведомости», так и «Коммерсантъ» имеют узнаваемые названия.

Твёрдый знак для газеты «Коммерсантъ», в которой когда-то работала Анна Героева, стал настоящей торговой маркой. После отмены «Ъ» реформой русской орфографии 1918 года название издания всё равно сохранило свою изюминку. У них даже собственное радио сокращено до «Ъ FM».

Современные «Ведомости» носят такое же название, как и газета Петра I 1703 года. Это хорошая реклама для издания благодаря возникновению ассоциаций. Первый выход современной газеты в 1999 году сильно привлёк внимание людей. В «Коммерсанте» на следующий день даже написали: «Financial Times (бывшие совладельцы «Ведомостей») продолжит дело Петра I».

Анна Героева также сказала: «У вас уже наверняка есть в голове идея, как назвать своё медиа. Вы можете наименовать его как свою будущую газету, чтобы люди к ней привыкли».

Не менее важный этап — это мониторинг постов, которые больше всего нравятся аудитории, и их последующее анализирование. «Смотрите под какими текстами ставят много лайков, под какими — меньше. Обращайте внимание, где люди написали комментарии, а где нет», — акцентирует Анна Героева.

Хорошим примером может стать история из жизни преподавателя. Недавно в своём аккаунте на Facebook* Анна Героева опубликовала пост, в котором рассказала о желании многих несовершеннолетних ребят работать в силовых структурах (узнала она это благодаря личной беседе с подростками). Журналист отметила, что данная социальная сеть сейчас уже не пользуется былой славой, и пользователи там неактивные. Проверив свой пост спустя время, девушка была озадачена: «Знаете что я там увидела? Где-то 45 лайков и аж 15 комментариев. Я удивилась, что это прочитала тётенька, которая занимается эзотерикой. Пост был интересен мужику, живущему в США. Казалось бы, ему вообще должно быть всё равно. Женщину, работающую где-то на кухне в Новой Зеландии уже 15 лет, тоже зацепила за душу эта публикация.

Поэтому важно следить и анализировать активность и интерес аудитории к постам. Это даёт понять, почему они ещё подписаны на вас и что их привлекает в вашем контенте.

«Картинки, графики, разный интерактив всегда интересен больше, чем текст»

© Анна Героева

«Огромного текста не должно быть. Чем он меньше, тем больше у него шансов быть прочитанным», — считает журналист.

В учебном центре «ФинКонт» заявляют о появлении поколения с клиповым мышлением. Они объясняют, что после распространения гаджетов восприятие информации людьми претерпело большие изменения. «Чем меньше, тем лучше», — написано на сайте «ФинКонт», о чём также говорила Анна Героева. К тому же центр отмечает тенденцию к увеличению количества фото и видео в материалах. Текст в публикациях, наоборот, сокращается из-за отсутствия интереса у читателей.

«Если журналист уходит и пытается сделать что-то своё, то это уже не журналистика, а предпринимательство»

© Анна Героева

В конце Анна Героева объяснила, что каждый должен давать себе отчёт, что создание собственного медиа и готовность к его организации — это взрослая позиция по жизни. Журналист сказала: «Ты должен оценивать эту деятельность одновременно со стороны исполнителя и со стороны организатора».

Создание собственного медиа предполагает долгий и тернистый путь. При этом, следуя вышеперечисленным правилам, вам будет легче входить в эту взрослую жизнь и начинать своё дело.

* Запрещённая на территории Российской Федерации организация

25

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту