Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Текстовая журналистика: прошлое, настоящее, будущее

Рождение журналистики многие историки связывают с появлением первой печатной газеты, которая возникла во Франции в 1605 году.

По мнению ученых, журналистика зародилась в текстовом формате и в таком виде просуществовала вплоть до начала XX века, когда появилось радио. Можно ли отнести устные выступления к журналистике, учитывая, что многие из них все равно были записаны — вопрос спорный. Поэтому, можно сказать, что текстовая журналистика — самый древний вид журналистики.

            Но интенсивное развитие текстовой журналистики, по мнению исследователя истории журналистики Семена Гуревича, связано с появлением печатного станка и распространением бумаги. Тексты, написанные от руки, ученый относит к пражурналистике. 

В России текстовая журналистика берет свое начало с 1703 года, когда появляется первая печатная газета. 

В середине XVIII века возникают частные газеты. Со временем их количество значительно растет. Тематика у них разная: выходят издания о театрах, издания для женщин и т.д.

В XIX веке появляются литературные журналы. Собственно говоря, журналистику XIX века можно назвать литературной журналистикой, так как в прессе в основном печатались романы, повести, стихотворения и т.д. Журнал “Современник” Пушкина – яркий тому пример. Также в изданиях печаталась литературная критика, в первую очередь она связана с именем Виссариона Белинского.

            С середины XIX века в прессе стремительно развивается политическое направление. Многие революционеры начинают издавать свои журналы и газеты, некоторые из них были нелегальными, значительная часть выходила за рубежом, как, например, известная газета “Колокол” Герцена, которая печаталась в Лондоне.

            Основная проблема журналистики того времени заключается в том, что поскольку грамотными были немногие, то и предназначались газеты и журналы для малого количества людей. Среди неграмотного населения новости передавались устно и часто в искаженной форме.  Например, очень много было мифов и легенд о войне 1812 года. Многие крестьяне воспринимали ее как войну за православную веру, т.е. войну религиозную, хотя на самом деле она таковой не являлась.

В 1922 году после указа о ликвидации безграмотности ситуация не сильно улучшилась. Формально люди научились читать и писать, могли черпать информацию из газет и журналов, но большевики тщательно ее фильтровали.

После появления радио, а затем телевидения, текстовый способ передачи информации не исчезает, люди все равно продолжают читать журналы и газеты. Благодаря радио, а затем и телевидению, люди, которые не умели читать, смогли получать информацию, которая раньше была им недоступна. Казалось бы, способ передачи информации через аудио и видео должен вытеснить текст, но он продолжает существовать.

В истории печатной прессы можно назвать, три основных периода ее расцвета:

 Первый период связан с манифестом от 17 октября 1905 года, который дал многим газетам и журналам право на существование.

Второй период интенсивной жизни печатного слова — после Февральской революции 1917 года до Октябрьского переворота. Этот небольшой промежуток времени, длившийся чуть больше полугода, для журналистики был очень благоприятным, так как цензуры практически не было, в свет могли выходить любые материалы, как и политические, так и другие.

Третий период наиболее яркого расцвета текстовой журналистики наступил во время Перестройки и продолжился после распада СССР, когда не стало тех ограничений для печати, которые существовали в Советском союзе.

Конституцией РФ 1993 года все цензурные ограничения были сняты. Пункт 5 статьи 29 гласит: «Цензура запрещается».

Сейчас в Интернете журналистский текст продолжает существовать и развиваться, многие журналы и газеты переходят в электронный вид, сохраняя текстовый формат. Некоторые издания отказываются от бумаги, какие-то возникают только в электронном виде. Словом, журналистский текст продолжает существовать, но меняет при этом свой носитель.

            Более ранний вариант электронного журналистского текста — это бегущая строка в телепередачах. Она остается и по сей день, но сейчас Интернет постепенно вытесняет телевидение. У каждого телеканала, как правило, есть свой сайт, где размещается информация, в том числе и в виде текста. На январь 2023 года, по данным Интерфакса, 14% россиян продолжают читать газеты и журналы в бумажном виде. Люди старше 60 лет привыкли к напечатанному тексту.

Пока рано говорить о том, что бумажные газеты и журналы полностью исчезнут, так как всегда найдутся люди, которые предпочтут бумажную версию электронной. Но таких людей становится меньше. Можно предположить, что ко второй половине XXI века журналы и газеты перейдут полностью на электронный формат. Бумага станет уже эксклюзивом и экзотикой. Аналогичная ситуация может произойти и с книгами. Для любителей “старины” бумажные книги и журналы будут иногда издаваться, возможно, их стоимость станет гораздо выше, чем сейчас.

Но вряд ли аудио и видео форматы заменят текстовый. Читающих людей сейчас становится меньше, по сравнению с тем, что было 20 или 30 лет назад. Связано это с тем, что популярность набирает в основном видео-формат. Современному человеку гораздо проще посмотреть репортаж, чем его прочитать. Но текст трансформируется, он используется многими в социальных сетях, люди пишут сообщения.

Наиболее востребованы сейчас короткие тексты, которые пока конкурируют с видео. Поэтому текст не исчезнет совсем, он изменится, станет более простым и корот

1

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту