Великие педагоги

Что значит быть учителем, сложно ли это?

Чтобы быть педагогом нужно обладать терпением, творческим потенциалом и огромной силой. Это важно не только для школьных учителей или воспитателей детсадов. Это важно для каждого, кто хочет стать родителем, для каждого, кто хочет влиять на окружающих людей и делать мир лучше.

Предлагаем вам узнать о двух педагогах, внесших огромный вклад в развитие своего дела и изменивших жизни многих людей. Возможно, их опыт будет полезен и вам.

Антон Семёнович Макаренко (1888–1939)

Советский педагог и писатель, человек, изменивший судьбы многих людей. Он изобрел собственную методику для воспитания и перевоспитания трудных подростков, беспризорников. Согласно его методу, ребенку необходим коллектив и трудовая деятельность. Большую роль играет возможность свободной реализации своих способностей и талантов и умение самостоятельно зарабатывать на свои нужды.

ЮНЕСКО выделило всего четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Среди них – Антон Макаренко, известный своей работой с трудными детьми. Именно он предложил собственную систему воспитания и успешно воплотил свою теорию на практике.

Свою деятельность Макаренко начал, как учитель младших классов. Убедившись, что знаний ему недостаточно, поступил в Полтавский учительский институт, параллельно пробуя себя в литературе, однако неудачно. Войти в круги писателей причём с большим успехом ему еще удастся, но перед этим Антону Семёновичу предстоит через многое пройти, получить бесценный опыт.

Апогеем его деятельности стало произведение «Педагогическая поэма», где он, не утаивая реальных имён, излагая всё, как было, рассказал о создании трудовой колонии для малолетних преступников, о трудностях, с которыми столкнулся, о том, как завоёвывал авторитет у ребят с непростой судьбой.

Колония им. М. Горького

После Первой мировой войны и двух революций, в России появилось более 7 000 000 беспризорников. Это были дети, оставшиеся без дома и родителей, вынужденные сами добывать себе еду. Для большинства из них единственным выходом было воровство. Те, кто покрепче, вступали или объединялись в банды, занимались грабежами и разбоем. Те, кто посмелее, убивали. Детей, которых ловили на воровстве, нередко забивали насмерть прямо на месте преступления.

В 1920 г. под Полтавой была основана колония для несовершеннолетних правонарушителей, куда был направлен А. С. Макаренко. Первыми её воспитанниками стали шесть ребят (четверым было уже по 18 лет): Бурун, Бендюк, Волохов, Гуд, Задоров, и Таранец. Первым делом Макаренко заявил, что не будет относиться к ним, как к «морально дефектным» и начал проявлять ласку и эмпатию. Однако крепким и дерзким ребятам было глубоко наплевать на педагогов. Выполнять хозяйственные работы колонисты отказывались. Они ели, спали, играли в карты, могли вечером уйти в город и вернуться только под утро. Через неделю за убийство и ограбление был арестован Бендюк.

Так продолжалось несколько месяцев. Но однажды ситуация резко изменилась. Когда в ходе очередного препирательства Макаренко не сдержался и ударил одного из колонистов на глазах остальных. Воспитанники вдруг изменили свое отношение к колонии и ее правилам. Впервые они отправились рубить дрова, добросовестно выполнив свою работу до конца. «Мы не такие плохие, Антон Семенович! – сказал «пострадавший» колонист. – Будет все хорошо. Мы понимаем». Так было положено начало коллективу колонистов. 

Кадры из фильма 

В своей поэме Макаренко уделяет особое внимание проблеме воровства. Вопиющим случаем стала пропажа денег у старушки-экономки. Макаренко устроил разбирательство, и вор был обнаружен. Антон Семенович прибегает к методу «народного суда». Буруна (колониста, уличенного в воровстве) выставили перед коллективом. Неодобрение товарищей и пребывание под арестом повлияли на воспитанника – больше он не воровал.

Постепенно в колонии формируется настоящий коллектив. Воспитанники ориентируются уже не только на себя, но и на других. Ребята ходят в школу, устраивают общий быт, учатся ремёслам, организуют патрулирование для охраны территории, создают свой собственный театр. А самое главное – они дружат и помогают друг другу.

Результат работы А. С. Макаренко – перевоспитание более 3 тыс. колонистов, ставших полноценными гражданами советского общества. Вклад Антона Семёновича в воспитание детского коллектива высоко оценивается современной педагогикой. Система Макаренко имела своих последователей, в том числе, среди бывших воспитанников колонии.

«Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».

 А. С. Макаренко (Лекции о воспитании детей)

Элен Кей (1849–1926)

Шведская писательница и педагог. Она создала концепцию свободного образования, выступала против гиперопеки, телесных наказаний и воспитания в детях стадного инстинкта, считала, что в каждом ребенке заложен творческий потенциал, который нужно раскрыть с помощью индивидуального подхода. Важным её трудом стала книга «Век ребёнка», в которой она описала свою концепцию воспитания. 

Родилась Элен в семье, где царили суровые нравы и телесные наказания считались нормой. «С тех пор как появилась возможность воздействовать на душу духовными средствами, побои признаны унижающими достоинство как того, кто наносит их, так и того, кому они наносятся» — выскажется Кей уже во взрослом возрасте.

С детства девочка любила читать и уже в раннем возрасте зачитывалась произведениями Гете и пьесами Генрика Ибсена. С государственной системой образования она впервые столкнулась в 16 лет, когда ее отдали в частную школу. Под влиянием трудов Чарльза Дарвина, Герберта Спенсера и Томаса Хаксли она увлеклась социалистическими идеями. В 34 года Кей начала читать лекции посвященные истории, искусству, литературе, а также современным идеям просвещения в Рабочем институте Стокгольма. С конца 1860-х годов Эллен Кей начала регулярно делать записи, посвященные теме образования и семейных отношений. В февральской заметке 1870 года она сформулировала 7 принципов воспитания:

  1. Не позволяйте детям получать что-либо с помощью слез;
  2. Говоря об обязанностях, не упоминайте вознаграждение, не «подкупайте» детей;
  3. Никогда не лгите детям и не запугивайте их;
  4. Никогда не бейте детей;
  5. Позвольте им помочь самим себе;
  6. Безоговорочное послушание, но минимум приказов; последовательная строгость, но минимум угроз;
  7. Наказание как метод воспитания только подкрепляет животную, низкую природу, которую необходимо искоренить.

Фундаментальными педагогическими понятиями для Кейн стали эгоизм и альтруизм. Ей нравились идеи Ницше, воспевавшего индивидуализм и свободу каждого отдельно взятого человека, но она чувствовала, что в его трудах не хватает идей, посвященных заботе о других. В своих собственных сочинениях она нередко называла противостояние «самопожертвования» и «безрассудного развития свободной личности» одним из основополагающих конфликтов современности. Она выступала за то, чтобы родители и воспитатели помогли детям найти баланс между бескорыстием и здоровым эгоизмом.

«Век ребёнка» — основные идеи:

Равенство в семье. Кейн считала, что не только родители должны общаться с детьми на равных, но также у братьев и сестер должно быть одинаковое положение, ведь только в партнерских отношениях может получиться здоровая среда для воспитания гармоничной личности.

Необходимым совместного обучение мальчиков и девочек: «Старинная педагогическая поговорка гласит „Учатся для жизни, а не для школы“. Между тем, пока оба пола в течение большей части жизни будут удалены друг от друга разделением предметов обучения, воспитание будет неправильным и непригодным для жизни, которая их ожидает и в которой по закону природы общий труд и общая деятельность мужа и жены должны быть нормальным явлением».

Мамам и папам Элен советует в некотором смысле «превратиться в детей» — не только воспитывать и учить своего ребенка, но и играть с ним, сохраняя при этом рассудительность в разговорах и не пускаясь в «притворное ребячество».

Кей осуждала гиперопеку, хотя и понимала, что часто ее источником становится родительское стремление проявлять нежность и заботу. Она подчеркивала, что детей не нужно излишне направлять — они должны иметь возможность принимать решения в соответствии с собственными чувствами: «Не оставлять ребенка в покое — самое большое преступление современного воспитания против самого ребенка».

Кей призывала родителей быть искренними с детьми и не лицемерить — не осуждать их за поступки, к которым склонны мама и папа. «Ребенок в глубине своего внутреннего „я“ чувствует, что он имеет право быть „нехорошим“, право, которым взрослые пользуются беспрепятственно», — писала Кей. Условно, если вы запрещаете ребёнку сладкое, а сами доедаете пирог на кухни, вы породите в малыше обиды и непонимание.

Эллен советовала родителям не пытаться защитить ребенка от его собственных ошибок. Только так он поймет, чего лучше не делать. «Если речь идет о какой-нибудь опасности, от которой хотят оградить ребенка внушением ему страха перед ней, то следует предоставить самой вещи действовать устрашающим или неприятным образом на ребенка». Безусловно, родитель должен заботиться о безопасности ребёнка, но нет ничего страшного в том, что он ушибётся и сам поймёт, что бегать нужно осторожнее.

«Школа, убивающая душу ребенка» — так названа глава, посвящённая школьному образованию. Эллен критиковала современные ей шведские школы, которые не развивали в детях креативность, способность рефлексировать и задумываться о происходящем вокруг. Она собрала много предложений для улучшения школьного образования, но сама признавала, что ее желания были слишком прогрессивны для XIX века. Кей была уверена, что индивидуальные занятия более продуктивны, а в классах должно быть не больше 12 учеников. Она также выступала против экзаменов и конкуренции, которую воспитывает в детях оценочная система, поддерживала междисциплинарность школьных предметов и говорила, что необходимо изучать их комплексно, а не по отдельности. Одной из помех для развития самостоятельности в детях она считала домашние задания, которые за учеников делают их родители. «Наш век взывает к личности, но он будет звать напрасно, пока мы не позволим детям действовать согласно собственной воле, свободно мыслить, формировать собственные суждения. Короче говоря, пока мы не перестанем подавлять личность в школах, тщетно надеясь возродить ее в будущем».

«Дайте детям жить» — Эмили Кей.

Статистика, связанная с воспитанием детей:

Опрос, проведенный ВЦИОМ в 2022 г.

Опрос проведён ЛевадаЦетром в 2019г.

3

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту