«Я человек творческий, и без творчества чувствую себя некомфортно» — Ираида Тресвятская о своëм жизненном пути

Ираида Тресвятская — телерадиоведущая, тележурналист, киносценарист, редактор, театральный драматург, продюсер, актриса, поэт, художник, преподаватель журналистики и техники речи. В интервью она рассказала о том, как совмещает все эти творческие сферы, и поделилась советами с теми, кто боится выступать публично.  

Ираида Тресвятская
Фото из архива Ираиды Тресвятской

Ираида, Вы человек множества талантов! Расскажите, как Вы пришли к такому разнообразию профессий? Что Вас привлекает в каждой из них?

— Думаю, все таланты даются нам от Бога. Человек либо принимает их, развивает, либо закапывает в землю. Вспомним притчу о талантах из Библии.  

Я, пожалуй, развиваю свои таланты довольно лениво, но с большим удовольствием. Например, живопись. Я долгое время занималась иконописью, потом прервала это направление, но снова вернулась к живописи. Даже победила на международном конкурсе, заняв третье место. Мои картины побывали за рубежом в 2016 году.  Потом я снова на какое-то время отложила живопись, а сейчас снова к ней вернулась. Так что у меня получается волнами: как только появляется время, я возвращаюсь к творчеству.

Я выросла в поющей семье, вместе с папой сочиняла первые стихи. Очень просила родителей, чтоб меня отдали в музыкальную школу по классу фортепиано. В младших классах начала придумывать песни на стихи Пушкина и неизвестных авторов. Первыми благодарными слушателями были одноклассники. А вот сейчас песни снова пошли. Я стала сочинять мелодии к своим стихам. Это благодаря моим друзьям. Дмитрий Лавинчук, известный композитор и мой коллега, с которым мы вместе преподавали в институте (он — звукорежиссуру,  я — мастерство телевидения и технику речи),  сделал аранжировку для моей песни «Апрель». 

Что привлекает меня в каждой из этих сфер деятельности? Я человек творческий, и без творчества чувствую себя некомфортно. Мне нужно творчество для полноценной жизни.  

Ваша работа в телерадиожурналистике, поэзии, кинодраматургии и преподавании техники речи — это, как Вам кажется, разные стороны одной медали? Как эти стороны связаны между собой?

— Это сложный вопрос, потому что все эти сферы тесно связаны с русским языком и литературой. Можно сказать, что это разные стороны одной медали — проявление одной личности, но с разных точек зрения: лингвистики, русского языка, родной речи. Мне кажется, все они находятся в одном направлении.

Кинодраматургией я заинтересовалась сама, захотела снимать кино. А пьесу «Монархист» я написала случайно. Мой знакомый, известный драматург Армен Ватьян, предложил мне написать её вместе, и мы создали пьесу в соавторстве. На его мультиках я выросла!

Ираида Тресвятская
Фото из архива Ираиды Тресвятской

— Какая из Ваших профессий является для Вас самой вдохновляющей? А какая — самой сложной?

— Понимаете, в разное время меня вдохновляли разные вещи. Мне очень нравилось быть радиоведущей: это была работа со звёздами эстрады, с музыкантами, с певцами, с народными артистами, с заслуженными артистами. Это было очень интересно. Они пели у меня в прямом эфире на «Комсомольской правде». Мне нравилась эта работа, очень приятная. 

Сейчас мне нравятся песни, я сочиняю песни. Это прямо заводит, но когда я рисую картины, мне тоже хорошо. Песня — это относительно новое для меня, чуть больше года я в песенном творчестве. Недавно я сочинила стихотворение: меня попросили предложить что-то для сборника стихов, посвященного Великой Отечественной войне, и я села и сочинила. Это же тоже вдохновение.

Что было самым сложным? Наверное, то, что я обучалась экономике, чтобы стать экономистом-кибернетиком. Это было моё первое образование. Это было очень сложно, мне там было скучно, сложно, неинтересно. Как-то мне не зашло. 

— Что вдохновляет Вас на создание новых произведений, сценариев, на разработку новых методик по технике речи?

Моё желание рождается внутри меня. Вдохновляет, знаете, поездка в Новоиерусалимский монастырь. Съездишь туда — и к тебе приходит какая-то идея, и ты начинаешь либо рисовать, либо сочинять песни.  

Многое идёт от личного желания. Например, разработка новых методик по технике речи. Это просто интересно. Ты работаешь с людьми, ты развиваешься как преподаватель. Ты чувствуешь другого человека, подстраиваешься под него, чтобы сделать из него профессионала, раскрыть его голос, раскрыть его данные. И, конечно, поэтому появляются собственные авторские методики. Я делюсь своими методиками и принимаю методики коллег, которые тоже занимаются речью, преподают актëрам. Вот такой идет взаимообмен.

— Как Вы считаете, что делает публичное выступление по–настоящему запоминающимся?

— Ваше выступление будет запоминающимся, если вы будете запоминающимся человеком. Захватите внимание публики с самого начала и дайте ей интересную и нужную информацию. Внесите мощную энергию в своё выступление, потому что таким образом публика будет вас легче воспринимать. Как вы это сделаете — включив свою харизму или создав яркий визуальный образ, — это уже ваше дело. Но в любом случае самое главное — то, что вы своим выступлением можете изменить, быть может, даже мировоззрение вашей публики.

Каким советом Вы бы поделились с теми, кто боится выступать публично?

— Почему человек боится выступать публично? Существует несколько причин. Возможно, это какие-то установки на уровне рода. Давайте вспомним 37-й год, когда люди оказывались за решёткой за анекдот о Сталине. Один из моих родственников любил рассказывать анекдоты, и руководитель завода призвал его, сообщив, что уже стоят две подписи.  Мол, осталась «моя подпись – и тебя посадят». Больше не рассказывай таких анекдотов. Понимаете, такие исторические моменты влияют на людей.  «Лишнего не скажи» — это уже у многих на подкорке. Давайте вспомним крепостничество, жизнь бедных людей из простых семей. Если ты прислуживаешь хозяйке-дворянке, то ты не можешь сказать ничего лишнего. Это тоже влияет на генетическую память рода.

В дополнение к этому хочу сказать, что даже не копая так глубоко, как я сейчас пытаюсь Вам объяснить, можно просто выступать как можно чаще. Когда человек тренирует какой-то навык, у него уже получается лучше. Выступайте где угодно: говорите тосты, выступайте перед однокурсниками, перед коллегами по работе. И постепенно уверенность в выступлении будет у вас повышаться, и со временем вы станете выступать гармонично. 

Я использую классические методики сценический речи.  А так же аутотренинги. Например, самый простой. Перед выходом на сцену надо  расслабится, закрыть глаза, и перед своим внутренним взором создать картинку успешного выступления, рукоплещущей публики. Вы счастливы и зрителям хорошо.  

Очень нравится метод «Трёх улыбок». Я его успешно  использую в критических ситуациях, когда что-то идёт не так, а вам надо срочно собраться, и быть на высоте. 

В лёгком медитативном состоянии  улыбнуться, а потом перенести улыбку в центр груди, в район сердца. Включить чувство неги, любви. Ещё одну улыбку создать на шее, и голосовые связки расслабятся, улучшится кровообращение в этой области. И третья улыбка создаётся в голове, мысли проясняются, и выступать станет приятно и легко.  

Существует множество приёмов, которые помогут человеку преодолеть страх публичных выступлений. Выступайте чаще, и у вас всё получится.

— Какие у Вас творческие планы на будущее? Над чем Вы работаете сейчас?

— Знаете, есть такая шутка: «Расскажи о своих планах, и можешь с ними попрощаться». Честно говоря, грандиозных планов нет. Просто жить, наслаждаться жизнью, быть открытой к новым свершениям, новому общению, новым творческим дуэтам. Это мои творческие планы. А что мне мир подарит — возможно, очень много из этого приму. Пока я продолжаю заниматься тем, чем занимаюсь… 

Корректор: Дариа Солдо, студентка второго курса магистерской программы «Русская литература и компаративистика» факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

53
политикой конфиденциальности

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту