Юлия Пославская — штатный корреспондент отдела финансов газеты «Коммерсантъ» и выпускница Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста, рассказала о работе в «Коммерсантъ», учёбе в ВШЭ и своём творческом пути.
— Расскажите больше о вашем творческом пути. Почему вы выбрали журналистику?
— Я хотела стать журналисткой ещё в средней школе. Я определилась с выбором профессии в тот момент, потому что удалось попробовать себя в школьной газете. Мне понравилось и я стала сотрудником Красногорского молодежного медиацентра. В итоге решила остаться в профессии.
В старших классах училась в медиашколе МГУ. Там мы познакомились ближе с печатным форматом, позанимались интернет-журналистикой и ТВ. Я всё время хотела углублять свои знания и пошла учиться в Школу журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста. Там мы готовились к ДВИ (дополнительным вступительным испытаниям). Я поступила в Высшую Школу Экономики и потом, когда уже училась в университете, начала работать в Коммерсанте. Сначала как стажёр, затем уже прошла испытательный срок. Сейчас являюсь штатным корреспондентом отдела финансов Коммерсанта.
— Почему вы выбрали обучение именно в ВШЭ?
— Я рассматривала два вуза: Высшая Школа Экономики и МГУ. Как раз таки в Школе журналистики имени Владимира Мезенцева при Центральном Доме журналиста я получила полезные советы для поступления. Конечно, там упор больше на МГУ, но и по ВШЭ тоже много информации. Что мне нравилось в Вышке, так это то, что там очень много практики. Мы уже на первом курсе снимали сюжеты, делали радиопрограммы, много писали. Интернет-журналистика тоже была. С практикой проще выбирать, что тебе нравится, и в этом направлении развиваться.
— Расскажите больше о формате обучения в ВШЭ? Какие плюсы?
— В Высшей Школе Экономики, в принципе, система обучения отличается от привычной. Она строится так: у тебя есть обязательные предметы, а есть дисциплины по выбору. Они должны быть в твоём учебном плане, но каждый выбирает их сам. Это удобно: строится индивидуальная траектория обучения. Ещё был майнор — дополнительный трек обучения. Я выбрала менеджмент, потому что он был хорошим бэкграундом для деловой журналистики.
Ещё мне очень понравились две дисциплины на четвёртом курсе. Это «корпоративные и бренд медиа» и «кросс-платформенные коммуникации». Дисциплины были на стыке бизнеса и медиа, и это здорово, потому что медиа — это тоже бизнес, как ни крути. Полезно что-то об этом знать.
— Как вы попали в Коммерсантъ?
— В Коммерсантъ я попала потому что они искали стажёра. Я откликнулась. Они меня учили, как нужно писать, как работать с источниками. Здесь стоит сделать ремарку, что какой бы практико-ориентированным не был вуз, работа в редакции сильно отличается от занятий. В университете тебе дают хороший бэкграунд, а в редакции тебя уже «оттачивают» до того состояния, которое необходимо конкретному СМИ.
— Каков ваш карьерный путь в Коммерсанте?
— Сначала я стажировалась, писала заметки (раз меня оставили, писала их хорошо), а потом стала штатным сотрудником. В редакции карьера может развиваться как вертикально, так и горизонтально. Ты можешь расти как корреспондент, углубляясь в теме, совершенствуя свои навыки, делая заметки более интересными. Можно также вырасти до старшего корреспондента, главы группы и затем редактора.
— Планируете ли вы продвигаться по карьерной лестнице?
— Да, безусловно мне бы хотелось в какой-то момент в своей жизни настолько глубоко изучить темы, которые я веду, чтобы стать специальным корреспондентом или обозревателем. Но не очень бы хотела быть редактором.
— Почему вы выбрали сферу финансов для обозревания?
— Ещё в школе хотела быть деловым журналистом, потому что казалось, что это мне просто больше подходит. Я могу посидеть, покопаться в отчётности, мне это нравится. Развлекательная журналистика меня не привлекает. Мне кажется, что в финансовой сфере нужно больше думать, а думать я люблю.
— Как студенту попасть в передовые СМИ на работу?
— Наверное, главный совет — это не бояться пробовать, писать, напоминать о себе, откликаться на вакансии. Сейчас передовые СМИ более лояльны к принятию студента в свои ряды.
— Какие у вас профессиональные обязанности?
— Мои профессиональные обязанности — это писать заметки. То есть ты находишь тему, собираешь комментарии, пишешь интересный материал и сдаешь редактору.
Финансовая журналистика больше не про выездные мероприятия. Тут нет такого, что ты взял и написал репортаж с какого-то события. Однако финансовые журналисты посещают форумы. Там они берут новости и актуальные темы на заметку, потом пишут о них.
— Какой материал был самый сложный в подготовке?
— Была одна заметка. Она была на очень значимую, эксклюзивную тему — страхование. Причём нашла я её, когда только пришла. Я этот материал писала где-то месяц, потому что тема была и правда очень серьёзная. Не все эксперты соглашались говорить об этом. В итоге я дописала, «добила», так сказать. Работа была на анонимных источниках в основном, и в связи с этим её на последнем этапе сняли. Наверное, это было правильно, потому что всё-таки анонимные источники — это не очень хорошо.
Корректор-редактор — Эльвира Нагайцева, студентка второго курса профиля «Журналистика средств массовой коммуникации» факультета журналистики Московского международного университета.