Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

«Моя мотивация зависит, наверное, от блеска в глазах моих собеседников»: Григорий Прутцков о настроении, мотивации и выгорании

Григорий Владимирович Прутцков — российский исследователь истории журналистики, педагог и журналист. Кандидат филологических наук, профессор Института медиа НИУ ВШЭ, академический директор Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Доме журналиста. В интервью он рассказал о том, как влияет погода на настроение, от чего зависит мотивация и как вернуть силы для любимого дела.

Григорий Прутцков
Григорий Прутцков в английском зале Центрального Дома журналиста
© Маргарита Лукманова/ Школа журналистики имени Владимира Мезенцева

Сейчас погода совершенно не радует. Сказывается ли это как-то на вашем настроении?

― У меня такого не бывает, чтобы меня погода не радовала. Меня погода всегда радует. Помните песню «У природы нет плохой погоды?» Это про меня. Я в любую погоду нахожу какую-то радость, даже если это ураган. Однажды на Сахалине я попал в смерч: ходил там по улицам, смотрел, и мне было интересно. В любой погоде нужно видеть какую-то радость. Я не очень люблю, когда она хорошая. Моя любимая погода – когда хмуро, когда небо немного пасмурное, с тучами. Так что мне радостно в любую погоду.

Ваша мотивация зависит как-то от времени года?

― Нет. Все времена года для меня одинаково мотивированы. Мне кажется, что это ты сам себя настраиваешь: плохая погода, нет мотивации, пасмурно, короткий световой день. На меня это никак не влияет.

От чего тогда зависит ваша мотивация?

― Моя мотивация зависит, наверное, от блеска в глазах моих собеседников, студентов, старшеклассников, которых я учу. Когда вижу блеск в глазах, он меня мотивирует лучше любой погоды.

Какая обстановка позволяет вам оставаться продуктивным?

― Я всегда стремлюсь быть продуктивным. Единственное, что себе позволяю, – это в субботу поспать до 10-11 часов утра. Всё остальное время я, независимо от того, что меня окружает, стараюсь быть продуктивным.

Что для вас одно из самых сложных в мотивации?

― Когда ты садишься, настраиваешь себя на «надо что-то сделать», начинается следующее: сейчас новости почитаю, отвечу на почту «ВКонтакте», посмотрю в «YouTube» что-нибудь. Нужно сразу садиться и делать. Когда первый абзац сделаешь, дальше текст пойдёт проще. Самое сложное в моей жизни, в плане мотивации – написать первый абзац. Когда он будет готов, дальше всё хорошо пойдет.

Что вы думаете по поводу «культа продуктивности», когда человек куда-то спешит, стремится что-то делать, находится в действии?

― Знаете, начиная от древнего, античного общества, отмечалось, что человек должен быть в движении. Об этом говорили и античные философы, и материалисты, и идеалисты. Все твердили, что человек постоянно должен быть в движении, чем-то себя занимать. Это логично, потому что он – живое существо, не может без этого. Касается это движения не только физического, но и интеллектуального. Когда ты интеллектуально ничего не делаешь, то деградируешь. Так же как врач: когда он не оперирует, то теряет навык. Так и здесь.

Чувствовали ли вы такое, что не хотелось что-то делать?

―Знаете, такое бывало. Например, когда я читаю лекцию в «Zoom» и вижу, что меня никто не слушает, задаю вопрос – никто не отвечает. Так случалось, когда я осенью читал лекции для второкурсников филиала МГУ в Севастополе. Они начинались в 8 часов утра, и, я так понимаю, студенты подключались и продолжали спать. Когда я задавал какие-то вопросы, мне никто не отвечал ни в чате, ни голосом. Я читал две пары, и не было ощущения, что у меня есть какие-то слушатели. Чувство, что я читаю «в стену», присутствовало. Когда не вижу отдачи, не так важно, вживую или онлайн, когда нет никакой реакции, то у меня такое ощущение есть, да. Возникают вопросы: зачем я это делаю? Зачем я вообще нужен там? Может, вообще не надо этим заниматься? Какая-то неудовлетворенность своим трудом остаётся. К счастью, это редко бывает.

Что делать человеку, который почувствовал, что дело, раньше приносившее ему удовольствие, перестало быть источником вдохновения?

― Я думаю, что это какие-то временные трудности. Не бывает так, что всю жизнь тебе это дело приносило вдохновение, а в какой-то момент перестало. Это какой-то субъективный момент: может, ты не выспался, или тебя машина грязью облила, нахамил кто-то, из друзей во «ВКонтакте» удалил. Мне кажется, что это моменты сиюминутные, на которые не надо акцентировать внимание, это всё пройдет. Если ты всю жизнь этим делом занимался, оно глобально не может надоесть. Вот как бы я сейчас проснулся и сказал: «Не хочу больше преподавать, пойду на стройку».

153

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту