Школа журналистики
имени Владимира Мезенцева
при Центральном доме журналиста

Былинные истории в русском фэнтези

Мир не может без сказок. И в их традиционной форме, и в виде столь популярного нынче фэнтези. Точного определения этому жанру не существует, он по сути синтетический. Возникал как некая альтернатива научной фантастике. Это и сказка с чудесами и магическими предметами, смешением разных времен; и романтическая баллада с приключениями сильных героев; и немного истории в ее авторизованной форме.

Современные книги фэнтези сочетают эти принципы с определенной долей научности или, скорее, наукообразности. Строятся на легендах, недоказанных научных гипотезах, на творческой фантазии авторов и их собственной жизненной философии. Источники сюжетов бесконечны. Герои этих повествований путешествуют во времени и пространстве, обязательно совершая подвиги и познавая многообразный мир.

Российские книги подобной тематики намного отличаются от западных. Там чаще всего действуют роботизированные персонажи, завоевывающие мир и «добра наживающие». Честно говоря, достаточно примитивные схемы, несмотря на разнообразие техногенных «прибамбасов» и обилие ужасов.

Новые русские книги богаты на сюжеты из традиционных варяго-греческих историй перемежаются с космическими батальными сценами, магические предметы участвуют в них наравне с говорящими животными и одухотворенными природными явлениями.

Несколько примеров последних изданий. «Часодеи. Часовое сердце». Наталья Щерба. В этом повествовании существуют два противоборствующих мира, непримиримо враждующих. А помирить, сблизить эти «антимиры» может одно простое средство. Алый Цветок как символ чистоты, прощения и «настоящести».

В произведении Эдуарда Катласа «Создатели» реальностью становятся сны. Идея не блещет новизной, но это не главное. Фантазия — не ложь, в ней всегда есть мораль, практически как в басне. Только выражена она иными изобразительными средствами. И речь здесь об ответственности нашем за мысли, чувства, которые являются материальной силой, иногда — убивающей, а лучше — исцеляющей, возвышающей. Да-да, тот самый «нас возвышающий обман», который и не обман вовсе.

Денис Юрин и его «Одиннадцатый легион. Война» обращаются к теме войн и их закулисных «теней» — дворцовых интриг, которые порой посильнее мечей и самого современного оружия. Женские варианты сюжетов — это мир сокровенных тайн, борьбы добра и зла, этого мира и его теней, любви и ненависти. Об этом книги Татьяны Устименко, Натальи Курсаниной и других авторов.

1

Запись на бесплатное пробное занятие

Может быть интересно:

Поиск по сайту