«За два года мы запустили около 50 проектов» — Лейла Гир о запуске проектов

Лейла Гир — основатель и креативный продюсер компании «LAMEDIA» — медиа-менеджер, тележурналист и ведущая программ. Номинант премии «Золотой луч» как лучшая телеведущая. Она начала карьеру в ведущих СМИ Москвы. Её первые работы публиковались в газетах «МК» и «Вечерняя Москва», журналах «Афиша», «Vogue» и многих других печатных изданиях. В интервью для сайта Школы журналистики имени Владимира Мезенцева при Домжуре Лейла рассказала о своём переходе из печатных СМИ на телевидение, о том, как возникла идея «LAMEDIA». Она поделилась секретами быстрого роста компании, рассказала о том, что отличает «LAMEDIA» от других компаний в сфере корпоративного телевидения.   

Лейла Гир
Фото из личного архива Лейлы Гир

Лейла, Вы начали свой путь в журналистике с печатных СМИ. Что побудило Вас перейти на телевидение?

— Что меня побудило? Думаю, что давняя детская мечта, которая жила глубоко во мне, в какой-то момент проснулась и подтолкнула меня к выбору профессии. В детстве я смотрела программу про путешествия с Юрием Сенкевичем, и, кажется, тогда зародилась мечта стать телевизионным журналистом. Тогда это была иллюзорная мечта, потому что, как потом выяснилось, это особый путь, на который нужно вступить достаточно рано.  Хотелось путешествовать и рассказывать об этом. У меня всегда была тяга к визуализации, потому что никакие другие средства передачи информации не дают столько возможностей для фантазии, чтобы представить, ощутить, почувствовать. Визуализация работает на все органы чувств. Я не исключение: выбрала этот вид передачи информации как один из самых любимых. 

Я всегда жила в районе недалеко от Останкино. Из окна моей детской комнаты была видна Останкинская телебашня. Этот образ в свое время и подтолкнул меня к переходу из печатных СМИ в телевизионную журналистику.  то было достаточно рано, ещё во время учебы в университете, на втором или третьем курсе. Увидев объявление о наборе стажёров на один из каналов в новостную передачу, я, не задумываясь, рискнула испытать себя.  Правда, пыталась я сделать это ещё за пару лет до поступления на журфак. В то время было много возможностей попасть на телевидение «с улицы». Был набор ведущих диджеев на музыкальный канал, и я туда тоже пробовалась. Но тогда я была слишком юной, поэтому у меня не получилось. 

— Как Вы пришли к идее создания «LAMEDIA» и запуска «телевидения» для компаний?

— Знаете, очень неожиданно я пришла к этой идее. Много лет я работала телевизионным журналистом, автором, редактором, ведущей. У меня всегда были проекты, но в какой-то момент, что называется, «что-то пошло не так».  А может быть, сейчас я понимаю, что всё, что произошло, было закономерно и очень важно для меня. Один из проектов, в котором я работала, резко закрылся. Это был телеканал, точнее, несколько телеканалов, с которыми я сотрудничала.  Я была не готова к этому, потому что всегда представляла себя частью команды. Я командный игрок и даже не помышляла о том, чтобы заниматься бизнесом. Но произошли изменения, не зависящие от меня, и какое-то время я пыталась найти новый проект, который бы удовлетворил все мои запросы, но ничего не получалось. Прошел месяц, потом второй.  Я чувствовала творческие, профессиональные муки. Думала: «Что же такое?». И в какой-то момент, как в сказке, я проснулась, и эта идея пришла мне во сне, как Менделееву таблица. Мне пришло осознание, что к этому моменту я уже была готова не просто быть частью команды, а сама создавать команды.  С этой мыслью я проснулась. Она пронзила меня.  Я вскочила с кровати и подумала: «Всё, с этого момента я продюсер. Я создам свой продакшн!». Идея начала стремительно развиваться, потому что у меня не было полноценного продюсерского опыта. Хотя я много наблюдала, работала в партнёрстве с продюсерами, у меня был свой продюсер, и я многое понимала о том, как все устроено. За столько лет работы на телевидении у меня сформировались практически все представления о том, как нужно создавать продукт «от» и «до». С этими знаниями и опытом я двинулась в предпринимательство, в видеопродакшн-бизнес.  Хотя о бизнесе я знала только от своих героев. В журналистику я пришла в 2010-е гг. и много интервьюировала предпринимателей из разных сфер, но никогда не ставила себя на их место. И вдруг я перешла на другую сторону, в другой лагерь. Это было непросто, потому что нужно было совмещать — и до сих пор нужно совмещать — творческую единицу, предпринимательство и бизнес. Это, конечно же, очень непросто, но за эти семь лет я многое поняла.

— За два года Вы запустили около 50 проектов. Что является ключевым фактором такого быстрого роста?

— Это интересный и сложный вопрос, на который нет однозначного ответа. Ключевой фактор — это понимание того, что я умею делать, прощупывание всех слоёв видеопроизводственного процесса. И, конечно же, умение работать с командой.  Без ложной скромности могу сказать, что за предшествующие годы я набирала опыт, создавала себе репутацию собственными проектами, дерзкими шагами. Это позволило мне в какой-то момент взять на себя много проектов. Если отталкиваться от фактора развития бизнеса, думаю, что просто доверие ко мне возросло.  

Как я всё это удерживала? К тому моменту у меня уже была команда, которой я невероятно гордилась, — и горжусь до сих пор. Это, мне кажется, самый главный фактор роста: когда у тебя есть люди, с которыми ты можешь идти в самые амбициозные проекты. Конечно же, ты боишься.  Многие говорят, что нужно двигаться без страха, — но это лукавство. Все боятся, особенно когда берут на себя что-то новое. Я не исключение. Чем больше было проектов, тем больше я пугалась, потому что требовалась ещё большая глубина, ещё большее погружение. Но у меня была опора: моя команда, мой опыт, реализованные проекты, пул клиентов, которые мне доверяли. Это было очень приятно. «Лейла сделает!» — звучала фраза. «Лейла может!» — как в рекламе. Это сильно поддерживало меня. Я прекрасно понимала, что обратной дороги нет.  

Это было непросто. Не всегда знала, как действовать, но мой главный стимул был в действии. Я просто шла, особенно в неизвестность, потому что я ответственный человек. Моя главная задача была не подвести ни себя, ни команду, ни клиентов. Хотя клиенты бывают разные, это нормально.  Клиентоориентированность — главный принцип, но иногда приходилось им поступиться, потому что я понимала, что это небезопасно для меня и моей команды.  

В завершении могу сказать, что опыт и люди, которые меня окружали, — это главные мотиваторы, мои сильные стороны.

Лейла Гир
Фото из личного архива Лейлы Гир

Что, по Вашему мнению, отличает «LAMEDIA» от других компаний, работающих в сфере корпоративного телевидения?

— Я уверена, что нашу компанию выделяет чувствование запроса клиента.  Клиентоориентированность — это, конечно же, важно, но в видеопроизводстве нужно понимать, что продукт, который мы делаем, — особенный. Он имеет множество нюансов, о которых человек, не погружённый в процесс, просто не знает.  

Казалось бы, что такое контент? Картинка, сюжет, наполнение… Но на самом деле это не так.  Каждый продукт, особенно корпоративный, должен отражать цели, ценности, задачи компании, учитывать её внутреннюю архитектуру, атмосферу. Это отдельный фронт работы, отдельный вид искусства.  

Я очень люблю корпоративный контент. Да, в нём есть определённые особенности. Сложно компаниям, особенно большим, отойти от привычных шаблонов. На западном рынке корпоративная культура в создании видео давно ушла в сторону документалистики, к очеловеченному подходу. Важны участие героя, передача эмоций, чувствование. Это очень классно. Мне всегда импонировало.  

Но не все к этому готовы. Есть стереотип, что если компания серьёзная, то контент должен быть серьёзным. Сложно бороться с этим стереотипом, но уже есть попытки. Многие ведущие компании, которые создают корпоративный контент, пришли к мнению, что это не просто набор сухих фактов и синхронов интервью для видеопрезентации. Это, прежде всего, история людей, которым есть что рассказать, и наша задача сделать так, чтобы это было интересно как внутри компании, так и за её пределами.  

Мы создали схему работы, которая позволяет предлагать клиенту оригинальный контент, учитывая его интересы, историю его компании, психотип, подход к работе. По многочисленным отзывам могу сказать, что работать с нами — большое удовольствие. Мы команда профессионалов, создающая атмосферу во время работы.  Это очень важно, потому что порой при создании контента приходится проводить много времени вместе. Для меня важно, чтобы рабочая атмосфера была не только рабочей, но и лёгкой, комфортной. Я всегда за комфорт — и клиентам это нравится. 

— Как Вы находите вдохновение для новых проектов? Что Вас мотивирует в этой сфере?

— Вдохновение для новых проектов — интересный вопрос. Я всё время нахожусь в потоке наблюдения: не в том, который сейчас популярен в социальных сетях, а в жизненном. Мне интересно всё, что происходит. Разные сферы жизни, люди, истории.  Меня всегда вдохновляли и продолжают вдохновлять люди.  

Я стараюсь развивать свои коммуникативные навыки, потому что живу через коммуникацию, через других людей. Я абсолютный экстраверт. Для меня важно быть там, где что-то происходит.  Я стараюсь не зацикливаться на одной сфере. Мне интересно, как люди создают новые проекты: арт, media, бизнес, рестораны, кафе, бары, музыкальные фестивали. Я очень люблю музыку, занимаюсь диджеингом. Недавно встала на вейкборд. Это тоже источник вдохновения, ведь чтобы давать людям что-то новое, нужно постоянно открывать что-то новое в себе, что я и делаю.

Я смотрю кино, сериалы. Нельзя заниматься созданием контента и не понимать, что происходит.  Кино, музыка, мультимедийные проекты вдохновляют меня. Вдруг в какой-то момент, — хоп — , меня как-то очень быстро и реактивно охватывает вдохновение. Я где-то увидела что-то, и внутри меня начинает работать процесс, который невозможно остановить. У меня много нереализованных проектов, но это нормально для продюсера, для человека, который пытается что-то создать. Чтобы создавать, нужны разные ресурсы: человеческие, финансовые. Идей у меня много, но реализация не всегда зависит от меня. Иногда этот процесс упирается в возможности, объективные факторы в мире, на рынке, в стране.  

Мой девиз и смысл жизни: быть готовым к новому.  В этой сфере меня мотивирует всё интересное. Я не из тех, кто смотрит, чтобы разочароваться.  Когда я вижу, что кто-то создал что-то хорошее, я восхищаюсь: «Как это классно! Какие молодцы! Вот я бы так хотел!». Важно находиться в состоянии вдохновения. Меня реально вдохновляют проекты в разных сферах.  Всегда хочется познакомиться с этими людьми, пообщаться, спросить, как они это сделали.  

Год назад я запустила свой подкаст «В поиске». Записала немного серий, как сапожник без сапог, который не может до конца сделать что-то для себя. Но я стараюсь. Идея была — искать людей, которые, несмотря на сложности в жизни, не останавливаются.  Я принадлежу к их числу и вдохновляюсь именно такими людьми.

С какими трудностями Вы столкнулись при запуске «LAMEDIA»? Как Вы их преодолевали?

— Сложности возникли не в самом процессе запуска, а уже после. Когда я немного пожила в этой новой роли, поняла, что многого не знаю, не понимаю. Трудности были со всем. С заказами — очень большие, потому что очень хотелось сделать контент, который бы удовлетворял всех: и клиента, и заказчика.  Но это «утопичная модель», ведь не всегда это возможно.  

До тех пор, пока ты не укоренишься в собственных позициях, пока не поймешь, что всё, что ты делаешь — это твой путь, и ты по нему идёшь,  и никто не может на него повлиять, — до тех пор возникают разные проблемы.  

Проблемы были и с партнером, с которым я начинала. Мы через полгода разошлись, потому что я опять-таки не знала, как это делать.  Сложности были ещё…  Первые три года было много сложностей, самая большая — с финансированием.  Когда у тебя нет имени,  тебе приходится его нарабатывать, браться за всё, делать малобюджетные проекты, просто чтобы ты мог. Я сделала это малой кровью: запустила свой первый проект с 10 000 рублей. Я просто пришла к своим друзьям и сказала: «Ребята, вы начинающие предприниматели, я начинающий предприниматель.  Давайте я для вас сделаю ролик». У меня было два дружеских кейса, на которых я основывалась. Конечно, сейчас я их не кладу в портфолио, потому что это было давно. И так я уже не работаю, но я ими горжусь. 

Как я преодолевала трудности? Путём движения. Мне было очень тяжело. Фактически я была одна, и мне приходилось совмещать в себе разные функции: продюсера, автора, редактора, иногда ведущего. Ещё технические задачи: возить технику на своей машине, привозить её по ночам и по утрам, таскать её…  Грузчиком, водителем, всем в одном лице. Но я совершенно этого не стесняюсь, потому что считаю, что это преодоление помогало мне двигаться дальше. Я ступенька за ступенькой поднималась к вершине, которую я себе обозначила на тот момент. А сейчас я просто понимаю, что вершины нет. Ты просто двигаешься, ты в процессе. И если ты хочешь работать, ты обязательно найдешь возможности, чтобы это сделать.

Какой совет Вы бы дали молодым журналистам, которые хотят развиваться в сфере медиа?

— Советы — дело неблагодарное, я считаю.  Потому что самое главное — это искренняя страсть к своему делу. Если ты горишь,  то нужно идти, невзирая ни на что и не смотря ни на кого, по своим собственным шаблонам. Иногда ты не понимаешь, как это делать, не знаешь, какой следующий шаг, просто делаешь его интуитивно.  

Самый главный совет, который я дала бы начинающим журналистам: журналистика сейчас — это огромная сфера, которая позволяет реализовать себя,  фактически ничего не имея, кроме горящих глаз и камеры на смартфоне. Сейчас можно пробовать себя в разных ипостасях, делать что-то, искать своего клиента. Это не всегда даёт результат, не всегда бывает с отдачей,  это огромное поле возможностей, которыми нельзя не воспользоваться.  

Журналистика за время моей работы очень сильно изменилась.  Мне сложно давать чёткие рекомендации. Самое главное — понимать, что ты хочешь создать, какую сферу изменить, какой вклад внести, что дать своей аудитории. Это может быть совершенно разный контент: от развлекательного до научно-популярного. Много возможностей просто сказать: «Я есть. У меня есть идея, и я хочу поделиться ею с вами».  

Не нужно бояться двигаться вперёд, не надо стесняться задавать вопросы. Это моя ошибка. Я всегда считала, что по праву журналистскому должна всё знать.  Это иллюзия, бред. Человек не может всё знать, а люди с опытом всегда готовы им делиться. Ко мне часто обращаются за советом, и я никогда не отказываю. Я не монетизирую это. Всегда говорю: «Ребята, если у вас есть вопросы, я с удовольствием поделюсь». У меня есть огромный опыт, колоссальная база навыков, которые позволяют мне реализовываться. Я с радостью поделюсь, если вам интересно.  Именно поэтому я стала заниматься спикерством, давать мастер-классы. Меня стали приглашать как по теме бизнеса, так и по теме коммуникации. И мне безумно нравится делиться. 

Важно просто идти. Не всегда нужно ставить в приоритет деньги. Конечно, деньги имеют значение, но это скорее следствие. Если вы хороши в своем деле, хотите преуспевать, то нужно быть открытым, готовым к получению новых знаний. Не забывайте про огромное количество материалов:  от аудиокниг и печатных книг до всевозможных курсов. Ютуб кишит материалами. Не пользоваться ими — большая ошибка.  

Двигайтесь вперед с желанием, с огнём внутри — это обязательно приведёт к результату.

Корректор: Дариа Солдо, студентка второго курса магистерской программы «Русская литература и компаративистика» факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ.

52
политикой конфиденциальности

Запись на бесплатное пробное занятие

Поиск по сайту